В поисках канона классической драмы (о концепции Н.Д. Тамарченко)

Автор: Кириленко Наталья Натановна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 3 (46), 2018 года.

Бесплатный доступ

Цель автора статьи - привлечь внимание к концепции классической драмы Н.Д. Тамарченко. В статье доказывается, что эта концепция важна для понимания не только классической, но также новой и новейшей драмы; более того, проясняет значимость классических жанров как таковых. По мысли Н.Д. Тамарченко, только на фоне классических, образцовых жанров можно выявить своеобразие новых. Под классической драмой ученый понимал не исключительно античную драму, не драму классицизма и не драматические произведения разных периодов, считающиеся к данному моменту классикой, а классическую в противоположность новой. Таким образом, классическая драма включает античную, ренессансную, драму классицизма и барокко. В переходный этап между классической и новой драмой в XVIII в. происходило формирование неклассического жанра драмы. В статье также выявлено соответствие между периодами в концепции Тамарченко и вариантами периодизации исторической поэтики у С.С. Аверинцева, Э.Р. Курциуса, О.М. Фрейденберг и С.Н. Бройтмана. Ученый доказал, что катастрофа и катарсис имеют универсальное значение для трагедии и комедии, как для классической драмы, так и для неклассической. Искомая общность для классической трагедии и комедии заключалась в принципах единства действия и неизменности характера героя, взятых в их органической взаимосвязи. В конце статьи намечаются направления развития концепции Н.Д. Тамарченко: проведение сопоставительного исследования на материале самых значимых драматургов «аристотелевского цикла»; выявление специфики классической трагедии и комедии в аспектах диалога, типа героя и т.д.; проведение периодизации драматургии в целом.

Еще

Концепция н.д. тамарченко, классическая драма, неклассическая драма, новая драма, периодизация, м.с. кургинян, с.с. аверинцев, с.н. бройтман, готовый и неизменный герой, единство действия

Короткий адрес: https://readera.org/149127075

IDR: 149127075   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00035

Список литературы В поисках канона классической драмы (о концепции Н.Д. Тамарченко)

  • Аверинцев С.С. Древнегреческая поэтика и мировая литература // Поэтика древнегреческой литературы. М., 1981. С. 3-14.
  • Волькенштейн В.М. Драматургия. Метод исследования драматических произведений. М., 1929.
  • Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания / отв. ред. П.А. Гринцер. М., 1994.
  • Кургинян М.С. Драма // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. М., 1964. С. 238-362.
  • Лавлинский С.П. «Действие как проблема» в теории драмы // Поэтика русской драматургии рубежа XX-XXI веков. Вып. 4. М.; Кемерово, 2014. С. 9-16.
  • Теория литературных жанров / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008.
  • Теория литературы: в 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2004.
  • Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997.
  • Хализев В.Е. Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование). М., 1986.
  • Якубинский Л.П. О диалогической речи // Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование. М., 1986. С. 17-58.
Статья научная