Уильям Блейк в советской рецепции: формирование образа "революционного романтика"

Бесплатный доступ

Статья посвящена малоизученному аспекту русской рецепции творчества Уильяма Блейка: оправданию поэта в советской критике и науке как «революционного романтика». Цель статьи - охарактеризовать стратегии осмысления наследия Блейка в СССР. До 1957 г. имя Блейка встречалось в печати крайне редко. Однако в 1957 г. о нем начинают активно писать в советской прессе, его творчество становится объектом исследований. «Оправдание» Блейка в советской критике связано с переосмыслением его фигуры как «революционного романтика». Основными акцентируемыми чертами творчества этого поэта и художника стали его революционный пафос, демократизм, гуманизм и антиклерикальные мотивы. Автор собирает и классифицирует упоминания Блейка в советской литературной и художественной критике, энциклопедических изданиях, а также литературоведческих и искусствоведческих исследованиях, вводит в научный оборот малоизвестные факты рецепции, обобщает советский взгляд на Блейка как на «революционного романтика»; все это придает статье научную новизну. В исследовании использованы культурно-исторический, сравнительно-исторический методы, а также принципы рецептивной эстетики.

Еще

Уильям блейк, английский романтизм, советская критика, символистская критика, советское литературоведение, предромантизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147229719

IDR: 147229719   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2020-4-136-146

Список литературы Уильям Блейк в советской рецепции: формирование образа "революционного романтика"

  • Аникин Г., Михальская Н. Уильям Блейк // История английской литературы. М.: Высшая школа, 1975. C.195-200.
  • Аникст А. История английской литературы. М.: Учпедгиз, 1956. 464 с.
  • Бабух С. Блэк // Литературная энциклопедия. М.: Коммунистическая академия, 1930. Т. 1. Кол. 521.
  • Бальмонт К. Праотец современных символистов (Вильям Блэк, 1757-1827) // Бальмонт К. Горные вершины. М.: Гриф, 1904. С. 43-48.
  • Бентли Н. Искусство книжной иллюстрации в XIX столетии: Блейк, прерафаэлиты, Бердслей // Британский союзник. 1947. № 29. С. 11.
  • Блейк У. Стихи = Selected Verse / пер. С. Маршака и др.; ред. А. М. Зверев. М.: Прогресс, 1982. 558 с.
  • Ванслов В. В. Эстетика романтизма. М.: Искусство, 1966. 402 с.
  • Васильева Т. Поэмы В. Блейка («Пророческие книги» XVIII-XIX вв.) // Ученые записки Кишиневского государственного университета. 1969. № 108. С. 26-311.
  • Венгерова З. А. Вилльям Блэк - родоначальник английского символизма // Венгерова З. А. Литературные характеристики. СПб.: Винеке, 1897. С. 153-182.
  • Венгерова З. А. Родоначальник английского символизма // Северный вестник. 1896. № 9. С.81-99.
  • Виноградов А. К. Организация центральной библиотеки С С С Р. как культурный памятник Ленину. М.: [б. и.], 1924. 530 с.
  • Гиривенко А. Н., Недачина А. Р. (сост.) Английская литература в русской критике: библиографический указатель. Ч. 1: Средние века -XVIII век. М.: РАН. Институт научной информации по общественным наукам, 1994. С. 161-165.
  • Городинский В. Музыка духовной нищеты. М., Л.: Государственное музыкальное издательство, 1950. 138 с.
  • Горький М. Повести. Рассказы. Сказки. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. 730 с.
  • Гусманов И. Г. Русский Блейк: лирика Уильяма Блейка в зеркале русского художественного перевода: монография. Т. 1-4. Орел: Орлов. гос. ун-т, 2014-2016.
  • Гутнер М. Блейк // Анисимов М. П. и др. (ред.) История английской литературы. Л.: [б. и.], 1945. Т. 1. С. 613-622.
  • Демидова О. Р. Некоторые стилистические особенности переводов стихотворения У. Блейка «Тигр» К. Бальмонтом и С. Маршаком // Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. 1987. № 5. С. 126-133.
  • Елистратова А. А. Вильям Блейк: Поэт и его время (К 200-летию со дня рождения) // Иностранная литература. 1957. № 10. С. 189-192.
  • Елистратова А. А. Наследие английского романтизма и современность. М.: Академия наук СССР, 1960. 506 с.
  • Зверев А. Величие Блейка // Блейк У. Стихи = Selected Verse / пер. С. Маршака и др., ред. А. Зверев. М.: Прогресс, 1982. С. 5-33.
  • Каталог издательства «Всемирная литература». СПб.: [б. и.], 1919. 174 с.
  • Кенчошвили - 30БЗ=го9зо^о о. ^0^058 [об&^оЬд^о Згодфо 8Ь5фз5бо] // 8Б5отго5о. от&о^оЬо. № 3. ^3. 163-165 (на гру-зинск.).
  • Косачева Е. В. Йейтс и Блейк: Мистический язык и миф: дис. ... канд. филол. наук. М., 2002. 245 с.
  • Майсурадзе М. В. Идея и образ человека в лирических циклах У. Блейка: дис. ... канд. филол. наук. Тбилиси, 1990. 145 с.
  • Мортон А. Л. Английская Утопия / пер. с англ. О. В. Волкова. М.: Иностр. лит., 1956. 278 с.
  • Некрасова Е. А. Блейк и Пальмер // Романтизм в английском искусстве: Очерки. М.: Искусство, 1975. С. 45-84.
  • Некрасова Е. А. Вильям Блейк. М.: Искусство, 1960. 72 с.
  • Некрасова Е. А. Вильям Блэйк // Советская культура. 1957. 28 ноября. С. 4.
  • Некрасова Е. А. Творчество Уильяма Блейка. М.: МГУ, 1962. 183 с.
  • Рогов В. Вильям Блэйк, 1757-1827 // Культура и жизнь. 1957. № 12. С. 76-77.
  • Сердечная В. В. Духовные странники. Малоизвестные страницы творческого диалога Николая Гумилева с Уильямом Блейком // Русская литература. 2019. № 3. С. 182-189.
  • Сердечная В. В. Не по-маршаковски: малоизвестные русские переводы Уильяма Блейка начала XX века // Вопросы литературы. 2019. № 1. С.178-204.
  • Сердечная В. В. William Blake in diaries, correspondence and works of Russian writers: 1900s -1950s / Уильям Блейк в дневниках, переписке и произведениях русских писателей: 1900-е -1950-е годы // Scando-Slavica. 2019. Vol. 65. Issue 2. С. 170-191.
  • Смирнова О. В. Пророческие поэмы Уильяма Блейка: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2003. 480 с.
  • Старосельская Н. Между эпохами (рецензия на книгу: Блейк В. Стихи. М., 1978.) // Иностранная литература. 1980. № 12. С. 232-233.
  • Сухарев (Мурышкин) С. Л. Два «Тигра» // Полонская К. Н. (ред.) Мастерство перевода. Вып. 11. М.: Советский писатель, 1976. С. 296-317.
  • Токарев Г. Н. Стихотворение У. Блейка «Лондон» в переводах С. Маршака: О влиянии контекста на перевод стихотворного произведения // Адибаев Х. А. (ред.) Вопросы поэтики худо-
  • жественного произведения. Алма-Ата, 1980. С.128-140.
  • Токарева Г. А. Миф в художественной системе Уильяма Блейка: дис. ... д-ра филол. наук. Воронеж, 2006. 466 с.
  • Урнов Д. Романтизм: Блейк, «Озерная школа», Вальтер Скотт, Байрон, Шелли, Китс, эссеисты и другие прозаики // История всемирной литературы. М.: Наука, 1989. Т. 6. С. 87-91.
  • ФакторовичД. Вильям Блейк // Звязда. 1957. 28 ноября (на белорус.).
  • Чуковский К. И. Собрание сочинений: в 15 т. Т. 13. Дневник (1936-1969). М.: Агентство ФТМ. Лтд., 2013. 640 с.
  • Шагинян М. Вильям Блэйк: К двухсотлетию со дня рождения // Известия. 1957. 28 ноября. С. 3-4.
  • Aers D. Blake: Sex, Society and Ideology // Aers D. (ed.) Romanticism and Ideology. London: Routlegde and Kegan Paul, 1981. P. 27-43.
  • Auden W. H., Pearson N. H. (eds.) Romantic Poets: Blake to Poe. N. Y.: Viking (Viking Portable), 1950. 540 p.
  • Bentley G. E., Jr. Blake among the Slavs: A Checklist // Blake / An Illustrated Quarterly. 1977. Vol. 11. Issue 1 (Summer). P. 50-54.
  • BewleyM. (ed.) The English Romantic Poets: An Anthology with Commentaries. New York: Random House (Modern Library Giant), 1969. 960 p.
  • Bidney M. A Russian Symbolist View of William Blake // Comparative Literature. 1987. Vol. 39.4. P. 327-339.
  • Blake W. The works / ed. by E. J. Ellis, W. B. Yeats. In 3 vols. London: Bernard Quaritch, 1893.
  • Bloom H. The Ringers in the Tower: Studies in the Romance Tradition. University of Chicago Press, 1968. 352 p.
  • Brandist C. Deconstructing the Rationality of Terror: William Blake and Daniil Kharms // Comparative Literature. 1997. Vol. 49, № 1 (Winter). P.59-75.
  • Bronowski J. William Blake: A man without a mask. Seccer & Warburg, 1944. 159 p.
  • Bronowski J. William Blake and the Age of Revolution. New York: Harper and Row, 1969. 207 p.
  • Gilchrist A. Life of William Blake, 'Pictor Igno-tus': in 2 vols. Vol. 1-2. London; Cambridge: Mac-millan and Co., 1863.
  • Erdman D. Blake: Prophet Against Empire: A Poet's Interpretation of the History of His Own Times. Dover, 1954. 528 p.
  • Essick R. William Blake and the language of Adam. Oxford: Clarendon Press, 1989. x + 272 p.
  • Frye N. Fearful symmetry. Princeton University Press, 1947. 462 p.
  • George D. H. Blake and Freud. Ithaca: Cornell University Press, 1980. 253 p.
  • Hilton N. Becoming Prolific Being Devoured // Studies in Romanticism. 1982. № 22. P. 417-424.
  • Hilton N., Vogler Th. (eds.) Unnamed Forms: Blake and Textuality. Berkeley: University of California Press, 1986. xiii + 267 p.
  • Middleton P. The Revolutionary Poetics of William Blake, part II - Silence, Syntax and Spectres // Oxford Literary Review. 1983. № 6. P. 35-51.
  • Mitchell W. J. T. Blake's Composite Art: a Study of the Illuminated Poetry. Princeton University Press, 1978. xix + 232 p.
  • Ostriker A. Desire Gratified and Ungratified: William Blake and Sexuality // Blake / An Illustrated Quarterly. 1982-1983. № 16.3. P. 156-165.
  • Raine K. Blake and Tradition: in 2 vols. Rout-ledge & Kegan Paul, 1969.
  • SchorerM. William Blake: the Politics of Vision. New York: H. Holt and Company, 1946. 522 p.
  • Silina B. William Blake and English Pre-romanticism. Riga: P. Stuccas Latvijas Valsts uni-versitäte, 1982. 56 p.
  • Slawek T. The Outlined Shadow. Phenomenology. Grammatology. Blake. Katowice: Uniwersytet Sl^ski, 1985. 166 p.
  • Swinburne A. Ch. William Blake. A critical essay. London, 1868. 358 p.
  • Tayler I. The Woman Scaly // Midwestern Modern Languages Association Bulletin. 1973. № 6. P. 74-87.
  • Warner N. O. Shaw, Tolstoy and Blake's Russian Reputation // Blake / An Illustrated Quarterly. 198384. № 17.3 (Winter). P. 102-104.
Еще
Статья научная