Учение Н. О. Лосского как синтез русской и европейской традиций мысли

Автор: Сердюкова Елена Владимировна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3 т.16, 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье предпринимается попытка провести реконструкцию наследия известного русского религиозного философа Н.О. Лосского на основе исследования новых архивных материалов. Н.О. Лосский был одним из выдающихся представителей русского зарубежья, разделившим судьбу русской творческой интеллигенции, насильственно высланной из России в 1922 году. Идея «все имманентно всему» стала ведущим мотивом в творчестве русского философа и привела в гносеологии к пост роению интуитивизма и в онтологии к созданию теории идеал-реализма и иерархического персонализма, которые представляют его теоретическую философию. Формирование гносеологических и онтологических взглядов Лосского происходило преимущественно под влиянием западноевропейской философской традиции - Плотина, Канта, Лейбница, Бергсона и других мыслителей, хотя только книга П. Флоренского «Столп и утверждение истины» дала толчок к окончательному оформлению метафизики Н.О. Лосского. Примерно с 1930 г. Лосский переходит к созданию практической философии, и в это же время начинается его знакомство с русской философией. Сам Лосский неоднократно в своем творчестве обращается к наследию А.С. Хомякова, Вл. Соловьева, Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, Л.П. Карсавина и других русских мыслителей. Исследование новых источников позволяет по-новому взглянуть на роль и место Н.О. Лосского в русской философии и существенно расширяет традиционное представление о философе не только как о создателе теории интуитивизма и идеал реализма. Весьма большой интерес представляет практическая философия Н.О. Лосского, над созданием которой русский мыслитель работал в эмиграции до самой смерти. Лосский пытался создать такую универсальную философскую систему, которая примирит эмпириков и рационалистов, номиналистов и реалистов, синтезирует все то лучшее, что было наработано как западной, так и русской традициями мысли.

Еще

Духовное наследие, эмиграция, европа, Россия, русская философия, интуитивизм, идеал-реализм

Короткий адрес: https://sciup.org/14974876

IDR: 14974876   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2017.3.1

Список литературы Учение Н. О. Лосского как синтез русской и европейской традиций мысли

  • Зеньковский, В. В. Н.О. Лосский/В. В. Зеньковский//Вестник Русского студенческого христианского движения. -1961. -№ 60. -С. 3-4.
  • Левицкий, С. А. Патриарх русской философии (к 90-летию Н.О. Лосского)/С. А. Левицкий//Грани. -1960. -№ 48. -С. 186-193.
  • Ловцкий, Г. Н.О. Лосский. Обоснование интуитивизма. Берлин. Изд. «Обелиск». 1924./Г. Ловцкий//Современные записки. -Париж, 1924. -Кн. XXI (21). -С. 386-391.
  • Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура/А. Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1991. -525 с.
  • Лосский, Н. О. Автобиографические материалы, 1935 г.//Архив Н.О. Лосского . -Paris: Institut d’études slaves.
  • Лосский, Н. О. Влияния, которым я подвергался//Архив Н.О. Лосского: . -Par is: In stitut d’études slaves.
  • Лосский, Н. О. Воспоминания: Жизнь и философский путь/Н. О. Лосский. -М.: Викмо -Русский путь, 2008. -400 с.
  • Сердюкова, Е. В. Материалы из архивов Н.О. Лосского и А. Эйнштейна: Дискуссия о пространстве и времени (1950-е гг.)/Е. В. Сердюкова//Вопросы философии. -2017. -№ 1. -С. 81-90.
Статья научная