Творческая история повести Н. С. Лескова "Аскалонский злодей. Происшествие в иродовой темнице (из сирийских преданий)": источники, генезис, поэтика

Автор: Минеева Инна Николаевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Филология

Статья в выпуске: 7 (160) т.2, 2016 года.

Бесплатный доступ

Представлены наблюдения над творческой историей повести Н. С. Лескова «Аскалонский злодей». Отправной точкой для ее написания послужило не собственно «Слово о купце», с которым писатель познакомился по изданию Пролога 1642-1643 годов, а сделанный в записной книжке конспект неустановленным лицом. В процессе фиксации неизвестный переписчик сохранил концепцию и сюжетную канву Слова. Зафиксированный проложный сюжет получает у Лескова новую актуальность в 1886-1887 годах. На его основе писатель создает «прилог» от 14 июня и включает его в цикл «Легендарные характеры» (1-я редакция). Следуя концепции и сюжетной основе чужого конспекта, Лесков подвергает его редактированию. В центре авторского внимания - образ «некой жены» (подчеркивается ее сострадательность, кротость, целомудрие) и образ «разбойника» (вводится ситуация его внутреннего преображения). Эйдологические изменения сделаны с целью «очеловечить евангельское учение». К отредактированному проложному источнику писатель снова возвращается в 1888 году и создает 2-ю редакцию, получившую название «Аскалонский злодей. Происшествие в Иродовой темнице (Из сирийских преданий)». Сохранив и развив намеченное в 1-й редакции идейное ядро, Лесков переработал «прилог» от 14 июня в нравственно-философскую повесть о силе жизни. Подобное истолкование проложного Слова обусловило дальнейшую эйдологическую корректировку образов «некой жены», «купца», «вельможи», «разбойника». Впервые повесть была опубликована в 1889 году в журнале «Русская Мысль» № 11 (1-й вариант 2-й редакции). Писатель вносит лишь незначительные изменения частного характера, не нарушающие общую идейную концепцию произведения (изменяет эпиграф, усиливает в образе «купца» страсть к богатству). В 1890 году Лесков вновь включает повесть (2-й вариант 2-й редакции) в состав Собрания сочинений (СПб., 1890. Т. 10) с незначительной стилистической правкой. В исследование впервые вводятся некоторые неопубликованные ранее архивные материалы и выявляются неизвестные литературные и исторические источники повести.

Еще

Пролог, русская литература xix века, н. с. лесков, "византийские" легенды, текстология литературы нового времени

Короткий адрес: https://sciup.org/14751115

IDR: 14751115

Список литературы Творческая история повести Н. С. Лескова "Аскалонский злодей. Происшествие в иродовой темнице (из сирийских преданий)": источники, генезис, поэтика

  • Лесков Н. С. Собр. соч.: В 12 т. Т. 11. М.: Биб-ка «Огонек», 1989. С. 366. Далее цитируется по этому изданию с указанием года издания и страниц в круглых скобках.
  • Лесков Н. С. Собр. соч.: В 11 т. Т. 11. М.: Худ. лит., 1956-1958. С. 456. Далее цитируется по этому изданию с указанием года издания и страниц в круглых скобках.
  • РО ИРЛИ. Ф. 612. Ед. хр. 109. Л. 30
  • Берсье. Придворный проповедник. СПб., 1880. С. 30-32. В письме А. С. Суворину от 29 ноября 1888 года Лесков упоминает об «очерках Берсье "О придворном проповеднике" (Иоанне, который кричал царю Ироду из погреба).» (РО ИРЛИ. Ф. 268. Ед. хр. 131. Л. 145)
  • ОГЛМТ 610/169 оф. РК. Ф. 2. Оп. 2. 246
  • Лесков Н. С. Полное собр. соч.: В 30 т. Т. 11. М.: Терра, 2012. 800 с
  • ОГЛМТ 610/21оф. РК. Ф. 2. Оп. 2. 54
  • Горелов А. А. О «византийских» легендах Лескова//Русская литература. 1983. № 1. С. 129-131.
  • Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: Становление жанра. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1995. С. 181-194.
  • Клочкова В. М. Рукописи и переписка Н. С. Лескова. Научное описание//Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1971 год. Л.: Наука, 1973. С. 1-12.
  • Минеева И. Н. Записная книжка Н. С. Лескова с выписками из «Прологов» (опыт текстологического комментария)//Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2015. Т. 13. С. 401-420.
  • Опульский А. И. Жития святых в творчестве русских писателей XIX века. Michigan, 1986.
  • Повесть о Варлааме и Иоасафе. Памятник древнерусской переводной литературы XI-XII вв. М.: Наука, 1985. 296 с.
  • Пролог. М.: Син. тип., 1642-1643. Л. 170-170об.
  • Сумцова П. Ф. Мышь в народной словесности//Этнографическое обозрение. 1891. № 1. С. 49-95.
Еще
Статья научная