Трикстер как герой фронтира, или о механизмах выживания в хаосе

Бесплатный доступ

Статья посвящена изучению фигуры трикстера в дискурсе мировой словесности. Определены особенности поэтики, специфика функционирования и атрибутирования образа трикстера в актуальной русской литературе: от лагерной прозы, ключевой герой которой - голый человек, скоморохов и озорников традиционализма до персонажей, созданных в эпоху постмодерна. Особое внимание уделено теме женщин-трикстеров. Анализируются причины появления плутовского героя, его возможности для решения насущных вопросов, стоящих перед сознанием рубежа ХХ-ХХI вв. Проведено исследование самой парадигмы трикстера с учетом времени создания текстов и поэтики авторов, обратившихся к данному образу. Подчеркивается витальный, жизнеутверждающий потенциал трикстера, присущие ему перспективы, средства осознания и преодоления трагического.

Еще

Русская проза, трикстер, шут, фронтир, голый человек

Короткий адрес: https://sciup.org/147242438

IDR: 147242438   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2023-22-9-120-133

Список литературы Трикстер как герой фронтира, или о механизмах выживания в хаосе

  • Агамбен Д. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель [пер. с итал.: И. Левиной, О. Дубицкой, П. Соколова]. М.: Изд-во «Европа», 2012. 189 с.
  • Ардамацкая Д. А. Варлам Шаламов и поэтика после ГУЛАГа // Вестник Ленинград. гос. ун-та имени А. С. Пушкина. 2013. № 2. С. 137-143.
  • Баль В. Образ Чичикова в современной русской прозе // Вестник Том. гос. ун-та. Филология. 2017. № 49. С. 147-167.
  • Битов А. Перепуганный талант, или Сказание о победе формы над содержанием // Звезда. 2000. № 10. С. 84-88.
  • Велижанцева А. Д., Першин Ю. Ю. К определению функциональной роли трикстера // Омские социально-гуманитарные чтения - 2017: Материалы X Междунар. науч.-практ. конф / Oтв. ред. Л. А. Кудринская. 2017. С. 233-240.
  • Водолазкин Е. Авиатор: Роман. М.: Издательство АСТ, 2016. 410 с.
  • Гиленсон Б. А. История литературы США: Учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 706 с.
  • Кереньи К. Трикстер и Древнегреческая мифология // Радин П. Трикстер: Исслед. мифов североамер. индейцев с коммент. К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. СПб.: Евразия, 1999. С. 242-264.
  • Ковтун Н. В. Богоборцы, фантазеры и трикстеры в поздних рассказах В. М. Шукшина // Литературная учеба. 2011. № 1. С. 132-154.
  • Ковтун Н. «Голый человек» А. Солженицын на фоне «новой лагерной прозы»: pro et contra // Филологический класс. 2019. № 2 (56). С. 157-168.
  • Ковтун Н. Образ трикстера в романе Владимира Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени» // Literatura. 2021. № 63 (2). С. 172-191.
  • Ковтун Н. Трикстер как герой нашего времени (на материале русской прозы второй половины ХХ - ХХI века): Монография. М.: Флинта, 2022. 408 с.
  • Колмакова О. Художественная концепция кризисного времени в русской прозе рубежа XX-XXI вв. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2014. 256 с.
  • Кошорке А. К вопросу о принципе действия культурной периферии // НЛО. 2012. № 3 (115). С. 31-40.
  • Липовецкий М. Трикстер и «закрытое» общество // НЛО. 2009. № 6 (100). С. 224-245.
  • Лотман Ю. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001. 703 с.
  • Лотман Ю. Непредсказуемые механизмы культуры. Таллин: TLU Press, 2010. 232 с.
  • Назинцев В. В. Смеховая синергетика мира // Диалог. Карнавал. Хронотоп. 1997. № 1. С. 34-60.
  • Отто Б. Дураки. Те, кого слушают короли / Пер. с англ. З. Фиалковского. СПб.: Азбука-классика, 2008. 491 с.
  • Прилепин З. Интервью. Российский писатель о романе, Соловках и о том, почему не нужно никого прощать // Ведомости. 2014а. 18 апр. С. 8.
  • Прилепин З. Обитель: Роман. М.: Издательство АСТ, 2014б. 745 с.
  • Радин П. Трикстер: Исслед. мифов североамер. индейцев с коммент. К. Г. Юнга и К. К. Кереньи. СПб.: Евразия, 1999. 286 с.
  • Римский В., Римская О. Философская проза В. Шаламова // Наука. Искусство. Культура. 2020. Вып. 4 (28). С. 45-63.
  • Саморукова И., Поздняков К. «Голая жизнь» как объект манипуляции в романе Ю. Олеши «Зависть» // Миргород. 2020. № 1 (15). С. 220-230.
  • Слезкин Ю. Эра Меркурия: евреи в современном мире / Пер. с англ. С. Б. Ильина. М.: НЛО, 2005. 540 с.
  • Смола К. Что такое путинский магический реализм? // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2020. № 4. С. 150-157.
  • Толмачева О. Правда о «голом человеке» (по роману З. Прилепина «Обитель») // Концепт: Научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 42. С. 83-87. URL: http://e-koncept.ru/2016/56960.htm (дата обращения 17.08.2020).
  • Толстая Т. Кысь: Роман. М.: Подкова: Иностранка, 2000. 380 с.
  • Чернявская Ю. Трикстер, или Путешествие в Хаос // Человек. 2004. № 3. С. 37-52.
  • Шаламов В. Т. Собр. соч.: В 6 т. + т. 7, доп. / Сост., подгот. текста, примеч. И. Сиротинской. М.: Книговек, 2013. Т. 6: Переписка. 603 с.
  • Федотов Г. Святые и святость Древней Руси. М.: Издательство АСТ, 2003. 700 с.
  • Яхина Г. Зулейха открывает глаза. М.: Издательство АСТ, 2003. 508 с.
  • Anzaldúa G. Borderlands / La Frontera: The New Mestiza. San Francisco: Spin-sters / Aunt Lute, 1999. 252 p.
  • Hyde L. Trickster Makes This World: Mischief, Myth, and Art. New York: North Point Press, 1998. 417 р.
  • Jurih M. Scheherazade’s Sisters: Trickster Heroines and Their Stories in World Literature. (Contributions in Women s Studies). Publisher: Praeger, 1998. 312 p.
  • Kаwiecki Р. Post-modernism - from Clown to Priest // The Subject in Postmodernism. 1990. No. 2. P. 100-101.
  • Vizenor G. The Heirship Chronicles. Minneapolis: Uni. of Minnesota Press, 1990.
Еще
Статья научная