Три Рима в российской политико-культурной традиции: дискурс угрозы и культурный трансфер

Автор: Уколова Виктория Ивановна, Шкаренков Павел Петрович

Журнал: Новый исторический вестник @nivestnik

Рубрика: Российская государственность

Статья в выпуске: 56, 2018 года.

Бесплатный доступ

Российская государственность характеризуется длительностью собственного исторического бытия и поддержанием исторической преем- ственности, хотя формы государственности радикально менялись. Важное значение для сохранения исторической устойчивости России имела политико-культурная традиция, связывающая поколения и эпохи. Одной из констант ее является копцепт Рима, предже всего отождествляющийся с универсальным опытом мировой власти и цивилизации. В статье рассматривается эволюция этого образа на протяжении всей истории России от Древнерусского государства до современности. В знаковой системе российской политико-культурной традиции Рим не был привязан к конкретному местоположению, он мог семантически переноситься на другие могущественные центры власти, перемещаться во времени и пространстве. Целостное определение концепта «Рим» включало также определенную религиозную составляющую, дополнялось ценностно-культурными компонентами. Образ Рима эстетически переживался, получал художественное воплощение, содержа в себе не всегда четко обозначенное политическое чувство. Порой «разные Римы» могли консолидироваться в сложную образную конструкцию. Трансформируясь вместе с политико-культурной традицией, Рим входил в круг констант, важных для самоидентификации российской цивилизации.

Еще

Римская империя, христианский мир, европейская цивилизация, русский мир, православие, славянофильство, рим, византийская империя, европа, русское государство, третий рим, российская империя, петр i, санкт-петербург

Короткий адрес: https://sciup.org/149127001

IDR: 149127001   |   DOI: 10.24411/2072-9286-2018-00010

Список литературы Три Рима в российской политико-культурной традиции: дискурс угрозы и культурный трансфер

  • Швиммер В. Мечты о Европе: Европа с ХIХ века до рубежа третьего тысячелетия. Москва, 2003. С. 16.
  • Мюссе Л. Варварские нашествия на Западную Европу: Вторая волна. Санкт-Петербург, 2001. С. 287.
  • Тойнби А. Византийское наследие России // Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. Москва, 2003. С. 372.
  • Уколова В.И. Мир в зените Средневековья // Александр Невский. Государь, дипломат, воин. Москва, 2010. С. 26-39.
  • Дэвис Н. История Европы. Москва, 2005. С. 338, 339.
  • Уколова В.И. Исторический опыт Рима // Вестник МГИМО-Университета. 2008. № 2. С. 3-10.
  • Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции. Москва, 1998. С. 363.
  • Черникова Т.В. Европеизация России во второй половине XV - XVII веках. Москва, 2012.
  • Бархин Д.Б. О религиозных основах и прообразе архитектурной композиции Большого Кремлевского дворца архитектора В.И. Баженова (1737 (1738) - 1799 гг.): К 250-летию со дня рождения архитектора и 830-летию Москвы. Москва, 1997. С. 13.
  • Черникова Т.В. «Греческий проект» в контексте государственной идеологии России второй половины XVIII в. // История дипломатических связей между Россией и Греческим миром на протяжении веков. Москва, 2017. С. 26-43.
  • Рудковская И.Е. Пространство государства как политический и религиозный миры в интерпретации Э. Гиббона и Н.М. Карамзина // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 364. С. 72-79.
  • Топоров В.Н. Вергилианская тема Рима // Исследования по структуре текста. Москва, 1987. С. 209.
  • Яуре М.В. Рим в «Докторе Живаго» // Новый филологический вестник. 2014. № 3 (30). С. 105-111
  • Гриффитс Ф., Рабинович С. Третий Рим: Классический эпос и русский роман (от Гоголя до Пастернака). Санкт-Петербург, 2005.
Еще
Статья научная