Трехмерное сканирование наскальных рисунков Алтая в технике гравировки

Автор: Черемисин Д.В., Казаков В.В., Ковалев В.С., Жумадилов К.Б.

Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas

Рубрика: Археология эпохи палеометалла и средневековья

Статья в выпуске: т.XXIII, 2017 года.

Бесплатный доступ

Среди петроглифов Алтая выделяется большой пласт изображений, выполненных в технике гравировки. В долине р. Чаган они распространены начиная с эпохи бронзы и раннего железного века, характерны для раннего Средневековья и нового времени. Особую ценность представляют высокохудожественные древнетюркские гравюры, в деталях изображающие реалии эпохи. Особенности сканирования гравюр обусловлены малой глубиной и шириной линий, в результате чего традиционные способы копирования, а также методы 3D-моделирования, такие как фотограмметрия и фотостекинг, малоэффективны для получения цельной композиции. В 2017 г. для документирования древних гравюр был применен сканер на основе структурированного подсвета. Было проведено визуальное сравнение результатов 3D-сканирования и фотографирования в высоком разрешении петроглифов, выполненных в различных техниках.

Еще

3d-сканирование, 3d-моделирование, петроглифы

Короткий адрес: https://sciup.org/145144922

IDR: 145144922

Список литературы Трехмерное сканирование наскальных рисунков Алтая в технике гравировки

  • Казаков В.В., Ковалев В.С., Жумадилов К.Б. Трехмерное сканирование музейных экспонатов по технологии структурированного подсвета // Universum Humanitarium. - 2016. - № 2 (3). - С. 58-64.
  • Миклашевич Е.А. Техника гравировки в наскальном искусстве скифского времени // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. - М.; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - С. 157-202.
  • Окладникова Е.А. Граффити Кара-Оюка, Восточный Алтай // Материальная и духовная культура народов Сибири. - Л.: Наука, 1988. - С. 140-158. - (сб. МАЭ, т. XLII).
  • Панкова С.В. Ошкольская писаница в Хакасии // Изобразительные и технологические традиции в искусстве Северной и Центральной Азии. - М; Кемерово: Кузбассвузиздат, 2012. - С. 76-96.
  • Черемисин Д.В. Наскальная композиция с изображением колесницы и «танцоров» из Чаганки (Кара-Оюка), Алтай // Археология, этнография, антропология Евразии. - 2003. - № 4. - C. 57-63.
  • Черемисин Д.В. О копировании граффити горного Алтая // Наскальное искусство в современном обществе
  • мат-лы междунар. науч. конф. 22-26 августа 2011 г. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. - Т. 2. - С. 175-178.
  • Черемисин Д.В., Казаков В.В., Ковалев В. С., Жарикова М.В. Опыт трехмерного сканирования наскальных рисунков с помощью технологии структурированного подсвета // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2015. - Т. XXI. -С. 446-450.
  • Plisson H., Zotkina L.V. From 2D to 3D at macro and microscopic scale in rock art studies // Digital Application in Archaeology and Cultural Heritage. - 2015. - Vol. 2, iss. 2/3. - P. 102-119.
Еще
Статья научная