Трансгрессия как основание культуры

Автор: Смирнов Максим Юрьевич, Трофимов Михаил Юрьевич

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Современные культурные процессы и явления

Статья в выпуске: 4 (35), 2019 года.

Бесплатный доступ

Одной из актуальных проблем последнего столетия является проблема упадка духовной культуры и, как следствие, формирование человека массы (толпы), отчуждение человека от своей сущности, стремление к стандартизации всех сторон человеческой жизни. Для понимания причин данного явления необходимо вскрыть те ключевые механизмы, которые лежат в основе духовной культуры. Ведь именно расстройство этих механизмов приводит к деградации культуры и человека. Данная статья посвящена рассмотрению оснований культуры. Авторы определяют основную функцию культуры как сохранение и воспроизводство человеческой сущности, которая заключается в творческом преобразовании мира. По их мнению, сущность любой культуры состоит в трансгрессии. Согласно Ж.Батаю, трансгрессия представляет собой отделение человека от его погруженности в природу, от его животности. Авторы статьи вкладывают в этот термин дополнительный смысл. С их точки зрения, трансгрессия представляет собой процесс снятия существующих в человеке и мире противоречий. Культура останавливает непосредственные биологические влечения человека к единичному, чтобы открыть для него всеобщее, погрузить его во всеобщие мировые противоречия с целью их разрешения и преобразования мира. В процессе трансгрессии человеку открывается всеобщее в двух его формах: абстрактно-всеобщее и конкретновсеобщее. Полноценная трансгрессия приводит к актуализации человеком конкретно-всеобщего в его деятельности. Нарушение процесса трансгрессии приводит к актуализации в деятельности человека лишь абстрактно-всеобщего, что и обусловливает как упадок культуры, так и деградацию человека и мира.

Еще

Культура, трансгрессия, всеобщее, абстрактно-всеобщее, конкретно-всеобщее, человеческая сущность, творческая активность, снятие, противоречие, мир, смех, трикстер, оппозиции, праздник

Короткий адрес: https://sciup.org/144160291

IDR: 144160291   |   DOI: 10.24411/2310-1679-2019-10402

Список литературы Трансгрессия как основание культуры

  • Агранович С.З., Березин С. В. Homo amphiboles: Археология сознания. Самара: Бахрах-М, 2005. 344 с.
  • Батай Ж. История эротизма / пер. с фр. Б.Скуратова. М., Логос, Европейские издания, 2007. 200 с.
  • Батай Ж. "Проклятая часть": Сакральная социология / пер. с фр. О.Е.Ивановой. М., Ладомир, 2006. 742 с.
  • Берндт Р.М., Берндт К.Х. Мир первых австралийцев / пер. с англ. В.А.Жернова, В.М.Кудинова. М., Наука, 1983. 447 с.
  • Бутинов Н.А. Общинно-родовой строй мотыжных земледельцев (по материалам Новой Гвинеи и Северо-Западной Меланезии) // Ранние земледельцы: этнографические очерки. Л., Наука,1980. С. 110-143.
  • Випулис И.В. Архаические инициации и неофициальные посвящения в современности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 5 (79). С. 129-137.
  • Зайцев П.Л. Структура и Антиструктура: мужская инициация в становлении человечества. Омск: Амфора, 2010. 164 с.
  • Ильенков Э.В. Всеобщее // Философская энциклопедия: в 5 т. / под ред. Ф.В. Константинова. М., Советская энциклопедия, 1960. Т. 1. С. 301-304.
  • Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / пер. с фр. Б.И. Шаревской. М., Педагогика Пресс, 1994. 608 с.
Еще
Статья научная