Трансформации гегемонной маскулинностии функции женских образов в западном кинематографе конца XX - начала XXI века

Автор: Игаева Ксения Владимировна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Научные сообщения

Статья в выпуске: 4 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

Полемика о современных трансформациях общества потребления чаще всего не связана с гендерными исследованиями. При этом распространение массовой культуры в обществе потребления оказало достаточно большое влияние на перераспределение гендерных ролей. В гендерных исследованиях долгое время доминировало изучение женской истории посредством критики гегемонной маскулинности как системы распределения социальных ролей, а экономическое неравенство выступало лишь их производной. При этом начиная с первого десятилетия XXI в. появляется целый ряд исследователей (М. Киммел, С. Бордо, С. Робинсон), стремящихся отойти от устоявшейся традиции. Таким образом, понятие «гегемонной маскулинности» понимается современными исследователями не совсем однозначно. Однако в целом оно достаточно прочно утвердилось в гендерных исследованиях для описания власти белых мужчин среднего класса, их повседневного поведения и нормативных репрезентаций в культуре. Целью данной статьи является обозначение обратной связи - растущего влияния законов потребления, а также сформированной на их основе потребительской культуры на распределение гендерных ролей в популярном западном кинематографе, одновременно являющемся репрезентацией и закрепляющим нормативные модели социального поведения. В современном кино образ мужчины, принадлежащего к гегемонному типу маскулинности, претерпевает ряд стилистических изменений, позволяющих сохранить прежний нормативный идеал. Мужские образы мимикрируют в новом социальном пространстве, сложившемся в постиндустриальной экономике, имитируя изменения доминирующего типа маскулинности, который, впрочем, не теряет своих властных позиций. При этом героине-женщине в популярном кинематографе не удается фундаментально изменить сложившуюся модель нормативности: она примеряет на себя традиционные мужские роли и становится потребителем устоявшихся стереотипов, что не меняет саму систему гегемонии.

Еще

Общество потребления, исследования культуры, маскулинность / феминность, гегемонная маскулинность, кино, гендерные исследования

Короткий адрес: https://sciup.org/149131932

IDR: 149131932   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2020.4.7

Список литературы Трансформации гегемонной маскулинностии функции женских образов в западном кинематографе конца XX - начала XXI века

  • Жижек 2004 - Жижек С. То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока). М.: Логос, 2004.
  • Игаева, Шмелева 2019 - Игаева К. В., Шмелева Н. В. Типология маскулинности в исследованиях моды // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №> 2. С. 15.
  • Киммел 2006 - Киммел М. Гендерное общество. М.: РОССПЭН, 2006. Лакан 2006 - Лакан Ж. Имена-Отца. М.: Логос, 2006.
  • Лакан 2008 - Лакан Ж. Семинары. Изнанка психоанализа 1969-1970. Кн. 17. М.: Логос, 2008.
  • Bordo 1999 - Bordo S. The Male Body: A New Look at Men in Public and Private. N. Y.: Farrar, Straus and Giroux, 1999.
  • Butler 1990 - Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. N. Y., L.: Routledge, 1990.
  • Connell 2005 - Connell R. W. Masculinities. Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 2005.
  • Deakin 2012 - Deakin P. Masculine Identity in Crisis in Hollywood's Fin de Millennium Cinema. Diss.. .PhD. The University of Manchester, 2012.
  • Gates 2006 - Gates Ph. Detecting Men: Masculinity and the Hollywood Detective Film. Albany: State University of New York Press, 2006.
  • Robinson 2000 - Robinson S. Marked Men: White Masculinity in Crisis. N. Y.: Columbia University Press, 2000.
Еще
Статья научная