Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности

Автор: Корнишина Галина Альбертовна

Журнал: Финно-угорский мир @csfu-mrsu

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 2 т.12, 2020 года.

Бесплатный доступ

Введение. Головной убор как один из элементов традиционного костюма довольно долго сохранял этнические признаки. Он был своеобразным маркером этнически обусловленного мировосприятия своего носителя и показателем его этнической и территориальной идентичности. Наиболее устойчивыми идентифицирующими свойствами обладал женский головной убор. Исследование было проведено с целью создания типологии женских головных уборов, традиционно бытовавших в среде мордовского населения, в контексте этнической и территориальной идентичности их носителей. Материалы и методы. Были исследованы и обобщены материалы, содержащиеся в научных трудах, дающих представление о рассматриваемой проблеме, а также использованы полевые материалы автора, собранные в этнографических поездках. Для достижения цели исследования использовался сравнительно-исторический метод. Результаты исследования и их обсуждение. Исследование различных типов женских головных уборов мордвы выявило разнообразие их форм, материала изготовления, приемов декора и способов ношения. Особенности этих элементов традиционного костюма были тесно взаимосвязаны с этнической и территориальной идентичностью их владельцев. Свои типы головных уборов имели не только представительницы основных субэтносов мордвы (мокши и эрзи), локальные варианты отмечены и в среде более мелких этнических и территориальных групп народа. Заключение. Женский головной убор мордвы выступал одним из важных этнодифференцирующих признаков, который визуально демонстрировал окружающим, к какому этническому, территориальному, родовому социуму принадлежит его носитель. Данная функция в определенной мере сохраняется и в настоящее время. Даже в тех регионах проживания мордвы, где из памяти местного населения стерлись практически все сведения о традиционной одежде, люди стремятся восстановить ее отдельные элементы, в том числе головные уборы, которые становятся своеобразным национальным символом, знаком сопричастности к своему народу.

Еще

Мокша, эрзя, головные уборы, локальные комплексы, этническая идентичность, этнокультурные маркеры

Короткий адрес: https://readera.org/147217976

IDR: 147217976   |   DOI: 10.15507/2076-2577.012.2020.02.184-193

Список литературы Традиционные женские головные уборы мордвы в контексте этнической и территориальной идентичности

  • Белицер В. Н. Мордва-каратаи и их культура (К вопросу о происхождении) // Вопросы этнической истории мордовского народа. Москва, 1960. С. 227-256. (Тр. Ин -та этнографии АН СССР; вып. 1).
  • Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. Москва: Наука, 1973. 216 с.
  • Гаген-Торн Н. И. Женская одежда народов Поволжья. Чебоксары: Чувашгосиздат, 1960. 228 с.
  • Ежова В. П. Этнографическая характеристика одежды мордовского населения Теньгушевского района МАССР // Ученые записки Мордовского педагогического института. Сер.: Общественные науки. Саранск, 1956. Вып. 4. С. 135-154.
  • Зеленин Д. К. Русская этнография. Москва: Ин-т русской цивилизации, 2013. 672 с.
  • Корнишина Г. А. Знаковые функции и символические категории традиционной мордовской одежды в свадебном цикле // Финно-угорский мир. 2009. № 3. С. 66-77.
  • Корнишина Г. А. Этническая структура и особенности этнокультурного функционирования мордовского населения Ульяновской области // Финно-угорский мир. 2018. Т. 10, № 2. С. 77-89. DOI: 10.15507/20762577.010.2018.02.077-089
  • Корнишина Г. А., Писарев Е. А. Социовоз-растная регламентация головных уборов мордвы // XLV Огаревские чтения: материалы науч. конф: в 3 ч. Саранск, 2017. Ч. 3. С. 28-33.
  • Лузгин А. С. Народные промыслы мордовского края. Вторая половина XIX - начало XX в. (этнокультурные аспекты). Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2016. 272 с.
  • Спрыгина Н. И. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского
  • уездов Пензенской губернии: По материалам экспедиции 1925 г. Пенза: Типолитография им. Воровского, 1928. 47 с. (Средне-Волжский Пензенский областной музей; вып. 3).
  • Степанов П. Д. Головные уборы мордовских замужних женщин в Саратовской губернии // Труды Нижне-Волжского областного научного общества краеведения. Саратов, 1928. Вып. 35, ч. 5. С. 40-64.
  • Шахматов А. А. Мордовский этнографический сборник. Санкт-Петербург: Тип. Имп. Акад. наук, 1910. 848 с.
  • Шигурова Т. А. Народная одежда в жизни общества // Культура и искусство. 2018. № 12. С. 62-67.
  • Шигурова Т. А. Семантика картины мира в традиционном костюме мордвы: моногр. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2012. 154 с.
  • Heikel A. O. Mordvalaisten pukuja ja kuoseja = Trachten und Muster der Mordvinen. Helsingfors: Societe Finno-Ougrienne, 1899. XXVII + 43 + 63 p. + CXCIX Die Tafeln. (Travaux ethnographiques de la Société Finno-Ougrinne I).
  • Lehtinen I. Marien mekot: Volgan Suomalaisten kansanpukujen muutoksista. Helsinki: Suomalais-Ugrilainen Seura, 1999. 144 s. (Suomalais-Ugrilaisen Seuran Kansatieteellisiä julkaisuja; 16).
  • Lurie A. The Language of Clothes. New York: Henry Holt, 2000. 272 p.
  • Mainof W. Les Restes de la Mythologie mordvine // Journal de la Societe finno-ougrienne. 5. Helsinki, 1889. Р. 4-291.
  • Tamjärv M. Eesti rahvaröivad = Эстонский народный костюм. Tallinn: KPD Kiijastus, 2010. 112 lk.
Еще
Статья научная