Традиционные верования тунгусо-маньчжурских народов. Часть 1: культ плодородия и образы богинь-прародительниц

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются традиционные верования тунгусо-маньчжурских народов на основе системно-герменевтического и сравнительного анализа культа плодородия. Изучены отдельные его аспекты, связанные с образами богинь-пра-родительниц, родового древа жизни, культом домашнего очага, родовой линией предков, представлениями о душе. Впервые исследуется комплекс представлений о культе плодородия и богинь-прародительниц как взаимосвязанная целостность. Анализ материала показал, что образы богинь-прародительниц сохранились в мифологии, ритуалах, семейно-родовой культовой практике, родильной обрядности, шаманизме, игровой культуре и декоративно-прикладном искусстве. Они имели отношение к культу домашнего очага, огня, образу родового древа душ или древа жизни, творению мира, шаманизму в лечебной и инициальной сфере. Сделан вывод о том, что культ плодородия у тунгусо-маньчжурских этносов представляет собой единую систему взаимосвязанных верований, раскрывающих их ментальные особенности. Они характеризуют ар-хетипические ценности культуры, этнокультурную специфику и взаимовлияния с другими народами.

Еще

Тунгусо-маньчжурские народы, традиционные верования, ритуалы, культ плодородия, богини-прародительницы, символика

Короткий адрес: https://sciup.org/145146305

IDR: 145146305   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2021.49.3.112-118

Список литературы Традиционные верования тунгусо-маньчжурских народов. Часть 1: культ плодородия и образы богинь-прародительниц

  • Алексеев А.А. Забытый мир предков: (Очерки традиционного мировоззрения эвенов Северо-Западного Верхоянья). – Якутск: Ситим, 1993. – 94 с.
  • Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири (опыт ареального сравнительного анализа). – Новосибирск: Наука, 1984. – 233 с.
  • Анисимов А.Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. – 235 с.
  • Березницкий С.В. Этнические компоненты верований и ритуалов коренных народов Амуро-Сахалинского региона. – Владивосток: Дальнаука, 2003. – 486 с.
  • Бурыкин А.А. К реконструкции мифологических представлений о пауке-прародителе у тунгусо-маньчжуров и других народов Северо-Востока Азии по лингвистическим, фольклорным и этнографическим данным // Формирование культурных традиций тунгусо-маньчжурских народов. – Новосибирск: ИИФФ СО АН СССР, 1985. – С. 37–51.
  • Варламова Г.И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. – Новосибирск: Наука, 2002. – 375 с.
  • Василевич Г.М. Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. – Л.: Изд-во Ин-та народов Севера ЦИК СССР, 1936. – 290 с.
  • Василевич Г.М. Эвенки: Историко-этнографические очерки (XVIII – начало XX в.). – Л.: Наука, 1969. – 304 с.
  • Васильевский Р.С. По следам древних культур Хоккайдо. – Новосибирск: Наука, 1981. – 174 с.
  • Иванов С.В. Скульптура народов севера Сибири XIX – первой половины XX в. – Л.: Наука, 1970. – 296 с.
  • Краски земли Дэрсу: Фоторассказ об искусстве малых народов Приамурья. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1982. – 276 с.
  • Курочкин Г.Н. Скифские корни сибирского шаманизма // Петербург. археол. вестн. – 1994. – № 8. – С. 60–68.
  • Лим Сан Чжон. Культурный очерк по Корее. – Пхеньян: Изд-во литературы на иностранных языках, 1980. – 163 с.
  • Липская-Вальронд Н.А. Материалы к этнографии гольдов. – Иркутск: Вост.-Сиб. отд-ние РГО, 1925. – 18 с.
  • Липские А.Н. и Н.А. Материалы экспедиции. Полевые записи по теме: Большие поминки. СПб., 1936. 155 л. // Архив МАЭ РАН. Ф. 5. Оп. 2. Д. 62.
  • Лопатин И.А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские: Опыт этнографического исследования. – Владивосток: Владивост. отд. Приамур. отд-ния РГО, 1922. – [4], VI, 370 с. – (Зап. Об-ва изучения Амурского края; т. XVII).
  • Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-орочонов (конец XIX – начало XX века). – Новосибирск: Наука, 1984. – 200 с.
  • На грани миров: Шаманизм народов Сибири (из истории Российского этнографического музея. СПб.). – М.: Художник и книга, 2006. – 296 с.
  • Неклюдов С.Ю. Дзаячи // Мифы народов мира: энцикл. – М.: Сов. энцикл., 1994. – Т. 1. – С. 375.
  • Новгородова Э.А. Древняя Монголия (некоторые проблемы хронологии и этнокультурной истории). – М.: Наука, 1989. – 382 с.
  • Осокина Э.Н. Удэгейская скульптура (вторая половина XIX – начало ХХ в.) // Вопросы источниковедения и историографии. – Владивосток: Дальневост. гос. ун-т, 1977. – С. 83–121.
  • Памятники культуры народов Сибири и Севера (вторая половина XIX – начало XX в.). – Л.: Наука, 1977. – 230 с. – (Сб. МАЭ; т. XXXIII).
  • Полосьмак Н.В., Баркова Л.Л. Костюм и текстиль пазырыкцев Алтая (IV–III вв. до н.э.). – Новосибирск: Инфолио, 2005. – 232 с.
  • Потапов Л.П. Умай – божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник. – М.: Наука, 1973. – С. 265–286.
  • Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. – Л.: Наука, 1991. – 540 с.
  • Прокофьев М.М., Черпакова К.Я. Предметы традиционной культуры уйльта и эвенков из собрания Сахалинского областного краеведческого музея // Культурное наследие народов Дальнего Востока России: Уйльта. Эвенки. – Южно-Сахалинск: Лукоморье, 2009. – С. 143–184.
  • Раевский Д.С. Очерки идеологии скифо-сакских племен: Опыт реконструкции скифской мифологии. – М.: Наука, 1977. – 216 с.
  • Романова А.В., Мыреева А.Н. Фольклор эвенков Якутии. – Л.: Наука, 1971. – 330 с.
  • Росугбу И.А. К вопросу о семантике ульчской игровой куклы // Фольклор и этнография народов Севера. – Якутск: Северовед, 1998. – С. 54–59.
  • Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М.: Наука, 1981. – 607 с.
  • Сем Т.Ю. Модель мира. Пантеон божеств и предков // История и культура нанайцев: ист.-этногр. очерки. – СПб.: Наука, 2003. – С. 162–174.
  • Сем Т.Ю. Верховный пантеон тунгусо-маньчжурских народов Сибири и Дальнего Востока: XIX–XX вв.: Типология и семантика образов. – Южно-Сахалинск: Сахалин. обл. краевед. музей, 2013. – 240 с.
  • Сем Т.Ю. Картина мира тунгусов: пантеон (семантика образов и этнокультурные связи): ист.-этногр. очерки. – СПб.: Санкт-Петербург. гос. ун-т, 2015. – 640 с.
  • Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура). – М.: Наука, 1991. – 280 с.
  • Спасский Г. Забайкальские тунгусы // Сиб. вестн. – 1822. – Ч. 17. – С. 1–66.
  • Стариков В.С. Тунгусо-маньчжурские народы // Народы Восточной Азии. – М.; Л.: Наука, 1965. – С. 672–691.
  • Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. – М.: Наука, 1964. – 399 с.
  • Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональное состояние и психотехника. – СПб., 1998. – 382 с.
  • Туголуков В.А. Свадебная обрядность: Эвенки и эвены // Семейная обрядность народов Сибири: Опыт сравнительного изучения. – М.: Наука, 1980. – С. 54–61.
  • Фольклор удэгейцев: ниманку, тэлунгу, ехэ / сост. М.Д. Симонов, В.Т. Кялундзюга, М.М. Хасанова. – Новосибирск: Наука, 1998. – 561 с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; т. 18).
  • Фольклор эвенов Березовки: Образцы шедевров / сост. В.А. Роббек. – Якутск: Ин-т малочисленных народов Севера СО РАН, 2005. – 360 с.
  • Чадаева А.Я. Национальная игрушка: Очерки о древних предках детской игрушки народностей Чукотки и Приамурья. – Хабаровск: Кн. изд-во, 1986. – 93, [2] с.
  • Шавкунов Э.В. Культура чжурчженей-удигэ XII–XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. – М.: Наука, 1990. – 282 с.
  • Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов. – Владивосток: [Тип. Обл. зем. управы], 1919. – 62 с.
  • Шишло Б.П. Тунгусский миф о творении и его культурное пространство // Реконструкция древних верований: Источники, методы, цель. – СПб.: Гос. музей истории религии, 1991. – С. 192–204.
  • Шубина О.А. Этапы заселения древним человеком укрепленного поселения Белокаменная-Часи на Южном Сахалине // Вестн. Сахалин. музея. – 1996. – № 6. – С. 227–252.
  • Guo Shuyung, Wang Hong-gang. Living shamans: Shamanism in China. – Shenyang: Liaoning Peoples Publishing House, 2001. – 228 p.
  • Lattimore O. The Gold Tribe “Fishskin Tatars” of the Lower Sungari. – Menasha: American Anthropological Association, 1933. – 77 p. – (Memoirs of the American Anthropological Association; n. 40).
  • Okladnikov A. Ancient art of the Amur region: Rock drawings, sculpture, pottery. – Leningrad: Aurora, 1981. – 159 p.
  • Pojagi: Wrapping Cloths. – Seoul: Korean Overseas Information Service, 1989. – 14 p. – (Korean Heritage series; N. 9).
  • Wang Hong-gang. Contemporary Manchu Shamanism in China // Shamanism and Performing arts: Papers and Abstracts for the 2nd Conference of the International Society for the Shamanistic Research, July 11–17, 1993, Budapest, Hungary / eds. M. Hoppal, Pal Paricsy. – Budapest: Ethnografi c Institute Hungarian Academy of Sciences, 1993. – P. 47–50.
Еще
Статья научная