"Тот, кто был элладцем, сегодня стал гиперборейцем..." К 500-летию прибытия Максима Грека в Россию

Бесплатный доступ

Описан один из этапов становления русской средневековой публицистики на основе изучения творчества Максима Грека. Цель - представить Максима Грека как первого русского публициста. XVI век в России - это период, когда литература и действительность в истории искусства слова составили прочный союз. Дух сомнений, поиски ответов, полемика, суды, церковные соборы, борьба за власть стали яркими приметами времени. Творчество Максима Грека, прибывшего в Москву в марте 1518 г. с Афона, сформировалось в контексте трех культур: итальянского Ренессанса, византийского православия и русской действительности. В России состоялось его творчество, им было создано около 150 сочинений по актуальным вопросам общественной жизни Московской Руси. В настоящем исследовании обращено внимание на выражение авторской деятельностной позиции писателя. Высокое самосознание, достойная самооценка, забота о восприятии своих трудов, представление своего слова как непобедимого оружия в полемике с иноверцами, активная работа инока, находящегося в заточении, по формированию общественного мнения по целому ряду животрепещущих вопросов в идеологии и нравственном богословии выделяют Максима Грека среди писателей своего времени и выдвигают его в первый ряд русских публицистов. Авторские кодексы Максима Грека, рассчитанные на русского читателя, удостоверяют, что ученый монах осознавал себя писателем невольно обретенного православного отечества, где не только по царской воле, но по Божьему Промыслу ему была уготована драматическая судьба, предопределившая бессмертие.

Еще

Максим грек, публицистика, авторское самосознание, итальянский ренессанс, ватопед, полемика, рукописное наследие, культура слова

Короткий адрес: https://sciup.org/147219977

IDR: 147219977   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2018-17-6-7-14

Список литературы "Тот, кто был элладцем, сегодня стал гиперборейцем..." К 500-летию прибытия Максима Грека в Россию

  • Гудзий Н. К. Максим Грек и его отношение к эпохе итальянского Возрождения//Киевские университетские известия. 1911. № 7. С. 7-17.
  • Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека. Л., 1984.
  • Бушкович П. Максим Грек -поэт-«гипербореец»//ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 215-228.
  • Дмитриева Р. П. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности//Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л., 1991. С. 3-23.
  • Журова Л. И. Авторский текст Максима Грека: рукописная и литературная традиции: В 2 ч. Новосибирск, 2011. Ч. 2.
  • Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека. Характеристика, атрибуция, библиография. Л., 1969.
  • Калугин В. В. Теория текста в русской литературе XVI в.//ТОДРЛ. СПб., 1997. Т. 50. С. 611-616.
  • Клосс Б. М. О дате смерти Максима Грека//Россия и христианский Восток. М., 2015. С. 136-139.
  • Книжные центры Древней Руси. Кирилло-Белозерский монастырь. СПб., 2008. 496 с.
  • Матхаузерова С. Две теории текста в русской литературе XVII в.//ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 31. С. 271-284.
  • Послания Иосифа Волоцкого/Подгот. А. А. Зимин, Я. С. Лурье. М.; Л., 1959.
  • Преподобный Максим Грек. Соч. М., 2008. Т. 1.
  • Преподобный Максим Грек. Соч./Отв. ред. Н. В. Синицына. М., 2014. Т. 2.
  • Синицына Н. В. Гипербореец из Эллады, или Одиссея Максима Грека//Прометей. 1990. Т. 16. С. 214-236.
  • Синицына Н. В. Проект издания сочинений Максима Грека//Cyrillomethodianum XVII-XVIII. Thessalonique, 1993-1994. С. 93-141.
  • Синицына Н. В. Максим Грек. М., 2008а.
  • Синицына Н. В. Обрушивался ли преп. Максим Грек в Москве на итальянский гуманизм?//Сборник, посвященный памяти Л. В. Черепнина. М., 2008б. С. 15-34.
  • Усачев А. С. Почему закончилась "волоколамская гегемония" в Русской Церкви XVI в.?//Российская история. 2017. № 5. С. 97-113.
  • Шевченко И. Четыре мира и две загадки Максима Грека//Море и берега. К 60-летию Сергея Павловича Карпова. М., 2009. С. 477-488.
  • Журова Л. И. Авторский текст Максима Грека: рукописная и литературная традиции: В 2 ч. Новосибирск, 2008. Ч. 1.
  • Усачев А. С. Когда закончилась «волоколамская гегемония» в Русской Церкви XVI в.? // Исторические записки. М., 2014. С. 151-169.
Еще
Статья научная