"Теория русского лада" Алексея Ремизова (1930-1950-е годы)

Автор: Грачева Алла Михайловна

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 1 т.19, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье проанализированы этапы развития «теории русского лада» А. М. Ремизова в 1930-х-1950-х гг. В 1930-е гг. возможности писателя представлять свои эстетические воззрения в открытой публицистической форме резко сузились. Ремизов был вынужден популяризировать свою теорию и имя ее «основоположника» - протопопа Аввакума в произведениях, посвященных другим темам («Книгописец и штанба», «По следам протопопа Аввакума в СССР» etc.). В эти годы произошла кристаллизация понятийного аппарата теории, детализация семантики термина «русский лад». В 1946 г. Ремизов предпринял последнюю неудавшуюся попытку опубликовать декларацию своей теории в форме манифеста («На русский лад», 1946). В конце 1940-х - 1950-е гг. изложение постулатов теории - непременная часть большинства произведений Ремизова этого периода. В книге авангардного жанра «Пляшущий демон» через исторический калейдоскоп героев разных веков русской истории раскрывается непрекращающееся до ХХ века противостояние сторонников и противников «теории русского лада». Связанные между собой романы «Учитель музыки» и «Подстриженными глазами» посвящены исследованию тайн формирования личности писателя, а также отражению русской художественной жизни рубежа XIX-XX веков и времени Первой волны русской эмиграции. В обеих книгах представлено историко-культурное «обоснование» формирования эстетического фундамента складывающейся личности писателя, последователя теории «русского лада». Эта же тема стала одной из центральных в последнем произведении Ремизова - его книге о самом себе «Лицо писателя».

Еще

Алексей ремизов, протопоп аввакум, стиль, "теория русского лада", русская речь, проза хх века, авангард эксперимент, литературный процесс, жанр, роман, эссе, литературный манифест

Короткий адрес: https://sciup.org/147226257

IDR: 147226257   |   DOI: 10.15393/j9.art.2021.9062

Список литературы "Теория русского лада" Алексея Ремизова (1930-1950-е годы)

  • Грачева А. М. Истоки и эволюция "теории русского лада" Алексея Ремизова. (1900-1920-е гг.). // Проблемы исторической поэтики. 2019. Т. 17. № 3. С. 232-257.
  • Орлов В. Н. Поэзия буржуазного упадка (символизм, акмеизм, футуризм). 1 // История русской литературы. Т. Х. Литература 1890-1917 годов. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 766-774.
  • Плещеев А. А. Наш балет (1673-1896): Балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1896 года. СПб.: Тип. А. Бенке. 1896. 391 с.
  • Pascal Pierre. Avvakum et les débuts du raskol: La crise religieuse au XVIIe siècle en Russie. 1e éd. Paris. 1938. XXV, 619 p
Статья научная