Теология в постсекулярном контексте: истоки, проблемы и перспективы

Автор: Яворский Дмитрий Ромуальдович

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 т.19, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье реконструируются культурные условия возможности теологии как специфической интеллектуальной практики. Автор исходит из понимания божественного как неантропного, то есть неподконтрольного человеку, но при этом оказывающего на него непреодолимое влияние. В таком понимании божественное предстает как неинтеллигибельное, что ставит под сомнение проект теологии как формы познания божественного. Однако несмотря на это, в древнегреческих полисах божественное становится предметом теологии как созерцательной практики; именно созерцательное отношение к божеству дает возможность сделать божественное предметом познания. Созерцательное отношение к божественному сопровождает теологию на протяжении всей ее истории. Однако при этом оно восполняется практическим (литургическим) отношением. Секуляризация западноевропейской культуры привела к отрыву теологии от религиозной практики. В новое время возникает специфическая форма теологии (криптотеологии), которая позволяет размышлять о божественном и его атрибутах безотносительно опыта богообщения. Кроме того, формируется внеинституциональная теология, свободная от догматических ограничений и даже своеобразная дилетантская теология, представители которой не имели специальной, «школьной» подготовки. Все эти трансформации привели в итоге к кризису теологии и упадку ее влияния. Вместе с тем, уже в начале XIX века созрели условия для появления «современной теологии», отвечающей на вызовы секуляризма. Во второй половине ХХ века на топику и проблематику современной теологии оказали влияние также программы «преодоления метафизики» (М. Хайдеггер) и «деконструкции» (Ж. Деррида). Современная теология в основном позиционирует себя как постметафизическая и генерирует более или менее радикальные проекты феноменологической теологии (Ж.-Л. Марион, Дж. Мануссакис) и негативной теологии (Ж. Деррида).

Еще

Теология, преодоление метафизики, бог, современная теология, негативная теология, феноменологическая теология

Короткий адрес: https://sciup.org/149131915

IDR: 149131915   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2020.2.1

Список литературы Теология в постсекулярном контексте: истоки, проблемы и перспективы

  • Александров и др. web - Александров Е., Алферов Ж., Абелев Г., Барков Л., Воробьев А., Гинзбург В., Инге-Вечтомов С., Кругляков Э., СадовскийМ., Черепащук А. Открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину [Научно-просветительский журнал «Скепсис»] // http:// scepsis.net/library/id_1346.html.
  • Аристотель 1976 - Аристотель. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1976.
  • Ведешкин 2014 - ВедешкинМ.А. Языческая интеллектуальная элита Восточной Римской империи в V-VI веках // Интеллектуальные традиции в прошлом и настоящем. Вып. 2. М.: Аквилон, 2014. С. 153-191.
  • Гурко 2001 - Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум), Как избежать разговора: дене-гации. Минск: ЭКОНОМПРЕСС, 2001.
  • Дюркгейм 2018 -Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М.: Элементар. формы, 2018.
  • Коначева, Кырлежев 2020 - Коначева С.А., Кырлежев А.И. Пути постметафизического мышления о Боге // Вопросы теологии. 2020. N° 2. С. 177-198.
  • Коростовцев 2000 - Коростовцев М.А. Религия Древнего Египта. СПб.: Журнал «Нева» : «Летний сад», 2000.
  • Левинас 1998 - Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб.: Высш. религ.-филос. шк., 1998.
  • Лосев 1988 - Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 1, 2. М.: Искусство, 1988.
  • Малиновский 1998 - Малиновский Б. Магия. Наука. Религия. М.: Рефл-бук, 1998.
  • Мануссакис 2014 - Мануссакис Дж.П. Бог после метафизики. Богословская эстетика. Киев: ДУХ I ЛГГЕРА, 2014.
  • Марион 2009 - Марион Ж.-Л. Идол и дистанция // Символ. 2009. № 56. С. 5-287.
  • Марион 2011 - Марион Ж. -Л. Метафизика и феноменология - на смену теологии // Логос. 2011. № 3 (82). С. 124-143.
  • Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев Г.В.) 2019 - Митрополит Волоколамский Илари-он (Алфеев Г. В.). Геология в современной России. К изданию нового журнала // Вопросы теологии. 2019. Г. 1, № 1. С. 3-8. DOI: http:// doi.org/10.21638/spbu28.2019.101.
  • О Даре... 2011 - О Даре: Дискуссия между Жаком Деррида и Жан-Люком Марионом // Логос. 2011. № 3. С. 144-171.
  • Отто 2008 - Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
  • Пигалев 1999 - Пигалев А.И. Антропный принцип: сущность и метаморфозы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Философия. 1999. Вып. 4. С. 60-72.
  • Пигалев 2001 - ПигалевА.И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). Волгоград: Изд-во ВолГУ 2001.
  • Пигалев 2004 - Пигалев А.И. Бог и обратная связь в сетевой парадигме Грегори Бейтсона // Вопросы философии. 2004. № 6. С. 148-159.
  • Платон 1994 - Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994.
  • Розеншток-Хюсси 2000 - Розеншток-Хюсси О. Избранное: Язык рода человеческого. М.; СПб.: Унив. кн., 2000.
  • Светлов 2000 - Светлов Р. В. Дамаский Диадох как представитель Афинской школы неоплатонизма // Дамаский Диадох. О первых началах. СПб., 2000. С. 755-828.
  • Сидоров 2009 - Сидоров А.М. Деконструкция и теология // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6, Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2009. Вып. 3. С. 128-132.
  • Скворцов 2015 - Скворцов Д.Е. Образное мышление как предмет философско-антропологи-ческого анализа: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2015.
  • Снисаренко 2020 - Снисаренко Ю.А. Теология в международном научно-образовательном пространстве // Вопросы теологии. 2020. Т. 2, № 1. С. 118-135. DOI: http://doi.org/10.21638/ spbu28.2020.108.
  • Узленар 2011 - Узланер Д. Введение в постсеку-лярную философию // Логос. 2011. № 3 (82). С. 3-32.
  • Фрагменты... 1989 - Фрагменты ранних греческих философов (Часть I). От эпических теокосмо-гоний до возникновения атомистики. М. : Наука, 1989.
  • Хабермас 2011 - Хабермас Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи. М.: Весь Мир, 2011.
  • Хайдеггер 1997 -Хайдеггер М. Тождество и различие. М.: Гнозис : Логос 1997.
  • Христокш 2011 - Христокт Г. Постмодерний неопатристичний мштичний емшризм Йо-ана Манузашса // Sententiae XXIV. № 1. С. 101-109.
  • Ямпольская 2011 - ЯмпольскаяА. Феноменология как снятие метафизики? // Логос. 2011. № 3 (82). С. 107-123.
  • Derrida... 1992 - Derrida and Negative Theology. N.Y.: State University of New York Press, 1992.
  • Rosenstock-Huessy 1958 - Rosenstock-Huessy E. Das Geheimnis der Universität. Stuttgart: W.-Kohlhammer-Verlag, 1958.
  • Whitteker 1918 - Whitteker Th. The Neo-Platonists. A Study in the History of Helenism. Cambridge: The University Press, 1918.
Еще
Статья научная