Теистический психологизм как методологический принцип исследования религиозного опыта

Автор: Токарева Светлана Борисовна, Патрин Вячеслав Геннадьевич

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 т.18, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье исследуется генезис психологизма в качестве методологической основы изучения религиозного опыта. Показано, что первый опыт последовательного применения психологизма с целью радикальной критики религии был осуществлен Д. Юмом, редуцировавшим религиозный опыт к эмоционально-психической природе человека. В результате в философии Юма сфера религиозных переживаний оказалась полностью десакрализованной, а понятия «личность», «духовная субстанция», «мистический опыт», составляющие ядро духовной и религиозно-этической жизни человека, были объявлены бессодержательными. В исследованиях Ф. Шлейермахера принцип психологизма использовался для выявления оснований религиозности. Согласно его учениям сакральное укоренено в самой природе человека в виде изначального, недифференцированного «религиозного чувства». Разработанный философом вид психологизма является теистическим, поскольку он исходит из признания онтологического характера божественного начала, которое изначально присутствует в религиозном опыте, а не привносится в него верой, конкретным вероучением или метафизикой. По Шлейермахеру за чувство причастности к Богу отвечают не высшие психические функции и рациональное сознание, а предваряющее мысль переживание вместе с обеспечивающими его психосоматическими структурами. Таким образом, теистический психологизм обнаруживает за привычными проявлениями религии - верой, образом мыслей и правилами поведения - первичные элементы религиозности, составляющие предкогнитивное содержание переживаемого человеком чувства сакрального. В дальнейшем психологизм подвергся критике со стороны представителей феноменологии, утверждавших, что психические феномены могут быть зафиксированы в качестве непосредственных очевидностей за пределами самосознания. Это привело к оформлению в рамках феноменологии религии новой разновидности психологизма - трансцендентального психологизма, представители которого рассматривают религиозное чувство как единство трансцендентального (категориальной схемы «священного») и психологического (религиозного переживания как психического феномена). Значение теистического психологизма в качестве методологии анализа религиозного опыта заключается в том, что он, во-первых, послужил основой формирования феноменологии религии как ведущего направления исследования религиозного опыта и, во-вторых, открыл возможность изучения универсальной психосоматической основы религиозного чувства. Эта основа может быть выделена путем сопоставления и сравнительного анализа описаний, полученных в результате сознательного самонаблюдения за личным духовным опытом представителей различных религий и духовных практик.

Еще

Религия, религиозный опыт, религиозное переживание, принцип психологизма, теистический психологизм, психология религии, феноменология религии

Короткий адрес: https://sciup.org/149130434

IDR: 149130434   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.2.1

Список литературы Теистический психологизм как методологический принцип исследования религиозного опыта

  • Апресян 2012 - Апресян Р.Г. Смысл морали в этике Дэвида Юма // Этическая мысль. Вып. 12. М.: ИФ РАН, 2012. С. 72-103.
  • Булгаков 1994 - Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.
  • Василенко 2006 - Василенко Л.И. О познавательном значении религиозного опыта // Вестник ПСТГУ (Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета). Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2006. Вып. I: 16. С. 23-44.
  • Выготский 1996 - Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения // Психология развития как феномен культуры: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.
  • Гегель 1976 - Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976.
  • Джеймс 1993 - Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука,1993.
  • Дугин 2004 - Дугин А.С. Философия политики. М.: Арктогея, 2004.
  • Леман (сост.) 2002 - Леман А. (сост). История Магии и суеверий: от древности до наших дней. М.: Эксмо, 2002.
  • Мосс 2000 - Мосс М. Социальные функции священного. Избранные произведения. СПб.: Евразия, 2000.
  • Отто 2008 - Отто Р. Священное. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008.
  • Сорина web - Сорина Г.В. Логико-культурная доминанта. Очерки истории психологизма и антипсихологизма в культуре. М.: Прометей, 1993
  • Трунов 2010 - Трунов Д.Г. Объективация психического опыта // Вестник Пермского университета. 2010. Вып. 3 (3). С. 71-81.
  • Франк 1994 - Франк С.Л. Предисловие // Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи: пер. с нем. и предисл. С.Л. Франка. СПб.: Алетейя,1994.
  • Шлейермахер 1994 - Шлейермахер Ф. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи: пер. с нем. и предисл. С.Л. Франка. СПб.: Алетейя,1994.
  • Юм 1965 - Юм Д. Соч. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1965.
Еще
Статья научная