Святые младенцы и неправильные мертвецы: две крайности русского средневекового погребального обряда

Автор: Шокарев С.Ю.

Журнал: Известия Коми научного центра УрО РАН @izvestia-komisc

Статья в выпуске: 4 (50), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрено взаимоотношение двух историко-культурных сюжетов русского средневековья, связанных с погребальной обрядностью - похороны неправильных мертвецов и почитание святых детей. Представляется, что эти две крайности существенно сближаются, это, в частности, подтверждает изучение жития угличского святого XVII в. Иоанна Чеполосова. По-видимому, это связано с двойственным восприятием смерти в Средние века: с одной стороны, она представлялась благой неизбежностью, а с другой - присутствовали страх и неуверенность в благополучном исходе загробной судьбы. Таким образом, при реконструкции похоронно-поминальной обрядности эпохи Московского государства следует учитывать, что, кроме канонической версии, основанной на церковных сочинениях, существовало некоторое разнообразие обрядовых практик и представлений, связанных со смертью, погребением и коммеморацией.

Еще

Некрополь, погребальный обряд, коммеморативные практики, святые дети, неправильные мертвецы, иоанн чеполосов, дмитрий угличский, русское средневековье

Короткий адрес: https://sciup.org/149139314

IDR: 149139314   |   DOI: 10.19110/1994-5655-2021-4-38-45

Список литературы Святые младенцы и неправильные мертвецы: две крайности русского средневекового погребального обряда

  • Снегирев И.М. О скудельницах, или Убогих домах в России // Труды и записки Общества истории и древностей российских. М., 1826. 17 Т. 3. Кн. 1. С. 235-263.
  • Козюренок О.В. Скудельницы в Пскове XV-XVI вв. // Церковная археология: Материалы Первой Всероссийской конференции. Псков, 18 20-24 ноября 1995 г. Ч. 2. СПб., 1995. С. 117-120.
  • Скрынникова Е.В. Божедомские кладбища: московский некрополь // Московский журнал. 2001. № 2. С. 60-62.
  • Грузнова Е.Б. Похоронные обычаи на Руси в 19 конце XV—XVI вв. // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2005. № 3. С.153-169.
  • Сорокин АН. Скудельницы древнего Новгорода (к вопросу об особенностях древнерус- 20 ского погребального обряда в чрезвычайных ситуациях) // Исторические исследования. Журнал Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2015. № 3. С. 236262. 21.
  • Афанасьева ИА. К вопросу о восприятии неестественной смерти на Руси XV-XVII вв.: отечественная историография // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. 2020. Вып. 93. С. 2138.
  • Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995. 432 с.
  • Алексеев А.И. Установление «общей памяти» при митрополите Макарии. Исторический экскурс: церковное поминовение умерших «напрасною» смертью // Макариевские чтения. VI российская научная конференция «Канонизация святых на Руси». Можайск, 10-12 июня 1998 г. Можайск, 1999. С. 102122.
  • Алексеев А.И. Духовная культура Средневековой Руси. М., 2016. 272 с. Лавров А.С. Колдовство и религия в России. 1700-1740 гг. М., 2000. 574 с.
  • Штырков СА «Святые без житий» и забудущие родители: церковная канонизация и народная традиция // Концепт чуда в славянской и еврейской культурной традиции: Сб. статей. М., 2001. С. 130-155.
  • Булычев АА. Между святыми и демонами. Заметки о посмертной судьбе опальных царя Ивана Грозного. М., 2005. 304 с.
  • Булычев АА Куликово поле: Живые и мертвые. Тула, 2014. 88 с.
  • Рыжова ЕА. Жития праведников в агиографической традиции Русского Севера // Труды Отдела древнерусской литературы. СПб., 2007. Т. 58. С. 390-442.
  • Рыжова Е.А. Севернорусская агиография в контексте традиционной народной культуры («почему убитые громом - святые») // Локальные традиции в народной культуре Русского Севера: Материалы IV Международной научной конференции «Рябининские чтения-2003»). Петрозаводск, 2003. С. 368-374.
  • Рыжова Е.А. Модель смерти святого в агиографической традиции: завещания о «небрежении» к телу и мотив «тайные слуги господа» // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. 2019. № 1 (9). С. 82-97.
  • Панченко АА Иван и Яков - необычные святые из болотистой местности: «Крестьянская агиология» и религиозные практики в России Нового времени. М., 2012. 448 с.
  • Ерусалимский К.Ю. Между канонизированными и демонизированными: Казни Ивана Грозного в культурно-символической интерпретации (размышления над книгой А.А. Булычева) // Одиссей: Человек в истории. 2009. М., 2010. С. 361-390.
  • Авдеев А.Г. Регулирование захоронений на некрополях Московской Руси: правила, нормы, обычаи, суеверия // Вестник Университета Дмитрия Пожарского. М., 2020. № 4 (20). С. 7-77.
  • Авдеев А.Г. Суеверия, поминальная культура и старорусская эпиграфика // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. II (86). С. 61-80.
  • Житие и страдания святого праведного Иоанна убиенного Угличского / Подгот. текста, послесловие, комм. И.В. Сагнак. Рыбинск, 2011. 128 с.
  • Романова АА. Почитание святых детей как феномен русской святости в XVII веке // Научный диалог. 2016. № 9 (57). С. 205216.
  • Сказание о убиении блаженнаго Иоанна Никифоровича Чеполосова, 1663-го года июня 25 дня (Окончание) // Ярославские епархиальные ведомости. № 10. 1867. Часть неофициальная. С. 75—79.
  • Софийский временник, или Русская летопись с 862 по 1534 год. Ч. II. С 1425 по 1534 год. М., 1824.
  • Мельник А.Г. Огонь в практиках почитания русских святых в XI-XVII веках // Иерото-пия огня и света в культуре византийского мира / Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2013. С. 380-393.
  • Свирелин А.И. Жития святых Переславских чудотворцев: Никиты столпника, Даниила игумена, благоверного КНЯЗЯ Андрея и Кор-нилия молчальника. М., 2005. 22 с.
  • Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Пре-дисл. Д.С. Лихачева и А.В. Меня; комм. С.С. Бычкова. М., 1990. 269 с.
  • Памятники древнерусского канонического права: Ч. 1 (Памятники XI—XV в.) / Ред. А. С. Павлов. 2-е изд. СПб., 1908. 1472 с. и стб., разд. паг. (Русская историческая библиотека. Т. 6).
  • Жмакин В.И. Митрополит Даниил и его сочинения. М., 1881. 890 с.
  • Житие святаго благовернаго царевича Дмит-рея Ивановича Углецкаго / Подгот. текста, послесл. и коммент. И.В. Сагнак. Рыбинск, 2009. 200 с.
  • Дело об убийстве царевича Димитрия. М., 2012. 88 с.
  • Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Что стоит за отказом митрополита Константина от христианского погребения в 1159 г.? // Ruthe-nica. 2009. Т. VIII. С. 7-30.
  • Шокарев С.Ю. Стремился ли Иван Грозный лишить своих жертв христианского погребения и спасения души? // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIII Международной научной конференции. М., 2020. С.457-459.
  • Левин Ив. Двоеверие и народная религия в истории России / Пер. с англ. А.Л. Топоркова и З.Н. Исидоровой. М., 2004. 216 с.
  • Сукина Л.Б. Человек верующий в русской культуре XVI-XVII веков. М., 2011. 424 с.
Еще
Статья научная