Судьба концепта в литературе: пушкинский "Пророк" в диалоге с русской культурой

Автор: Королева Светлана Борисовна, У Байчжэнь

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Рубрика: Литература в контексте культуры

Статья в выпуске: 3 т.10, 2018 года.

Бесплатный доступ

Концепт ПРОРОК является одним из значимых концептов русской культуры. Его внутренняя форма характеризуется напряженной противоречивостью. Она обусловлена различиями между оценочно-ассоциативными полями, связанными, с одной стороны, с христианскими корнями концепта и, с другой - с морфемной структурой слова «пророк». В XVIII в. концепт приобретает особый антично-просветительский слой, актуальный и в начале XIX в., в том числе для юного Пушкина. В поэзии Г. Р. Державина и И. И. Дмитриева при этом ясно проявляются смыслы ядра концепта. В начале XIX в. в поэзии декабристов формируется еще один - декабристский, гражданственно-политический слой концепта ПРОРОК. А. С. Пушкин в стихотворении «Пророк» выстраивает свой диалог с «пророческим каноном» русской литературы, отталкиваясь от декабристской разработки пророческой темы и устремляясь к смыслам ядра концепта ПРОРОК - тем, которые разрабатывались и у Державина, и тем, которые еще не играли существенной роли в русской поэзии. В то же время в стихотворении Пушкина сохраняются такие значимые смыслы декабристского и антично-просветительского слоев, как гражданственная миссия и боговдохновенная красота поэзии. Основной акцент в сюжете при этом сдвигается у Пушкина с пророчества как миссии на мучительное духовно-физическое преображение поэта - преображение в евангельском ключе обожения человека. Через вопрос о личном выборе поэта, синергийном акте его призвания Богом, мученичестве духовно-телесного преображения пушкинский «Пророк» сближает два разнонаправленных смысловых импульса, заложенных во внутренней форме концепта ПРОРОК, и освещает призвание поэта как очищение-призывание людей к Вечности через боговдох-новенную поэзию.

Еще

Общекультурный концепт, концепт в литературе, пророк, образ, русская поэзия, декабристы, пушкин

Короткий адрес: https://sciup.org/147226911

IDR: 147226911   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2018-3-117-130

Список литературы Судьба концепта в литературе: пушкинский "Пророк" в диалоге с русской культурой

  • Артамонова Л. А., Карпенко Г. Ю. Мотив преображения в стихотворении А. С. Пушкина «Пророк» и в рассказе Ф. М. Достоевского «Мужик Марей»//Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 1(112). С. 140-145.
  • Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Coda, 1997. 343 с.
  • Барбашов С. Л. Религиозно-философская символика образа «креста» в последнем лирическом цикле А. С. Пушкина//Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 1. С. 134-138.
  • Батюшков К. Н. Послание к И. М. Муравьеву-Апостолу//Батюшков К. Н. Опыты в стихах и прозе. М.: Наука, 1977. С. 283.
  • Березкина С. В. «Пророк» Пушкина: современные проблемы изучения//Русская литература. 1999. № 2. С. 27-42.
  • Боброва Л. А. Пушкин и православие//Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. М., 1998. № 3. С. 226-237.
  • Бонди С. М. Пушкин и русский гекзаметр//Бонди С. М. О Пушкине. Статьи и исследования. М.: Худож. лит., 1983. С. 307-370.
  • Булгаков С. Первообраз и образ: в 2 т. СПб.: Инапресс; М.: Искусство, 1999. Т. 1. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. 416 с.
  • Вацуро В. Э. Пушкин. «Пророк»//Вацуро В. Э. Записки комментатора. СПб.: Академ. проект, 1994. С. 7-16.
  • Вихлянцев В. П. Библейский словарь к русской канонической Библии. М., Коптево: Сам Полиграфист, 2010. 517 с.
  • Вольперт Л. И. Пушкин в роли Пушкина. М.: Языки рус. культуры, 1998. 327 с.
  • Гаврильченко О. В. Понятие закона и законности в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»//Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2017. Т. 22, № 3. С. 398-406.
  • Гайворонская Л. В. Генезис характера «поэт» в русской литературе XVIII века//Вестник МГОУ. Русская филология. 2012. № 5. С. 73-82.
  • Гаспаров М. Л. Поэт и поэзия в римской культуре//Культура Древнего Рима: в 2 т. М.: Наука, 1985. Т. 1. С. 300-335.
  • Глинка Ф. Н. Избранные произведения. Л.: Сов. писатель, 1957. 502 с.
  • Григорьева А. Д. Опыты в антологическом роде//Григорьева А. Д., Иванова Н. А. Язык лирики XIX века. Пушкин. Некрасов. М.: Наука, 1981. С. 120-154.
  • Гуревич А. М. На подступах к романтизму (о русской лирике 1820-х годов)//Проблемы романтизма. М.: Искусство, 1967. 358 с.
  • Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.: Русский язык, 1978-1980. Т. 3. 555 с.
  • Державин Г. Р. Сочинения: в 2 т. СПб.: Типография Смирдина, 1831-1833. Т. 1. С. 55-57.
  • Державин Г. Р. Сочинения: Стихотворения; Записки; Письма. Л.: Худож. лит., 1987. 504 с.
  • Дмитриев И. И. Духовная песнь, извлеченная из 48 псалма//Дмитриев И. И. Полное собрание стихотворений. Л.: Сов. писатель, 1967. С.315-316.
  • Жаткин Д. Н., Долгов А. П. К вопросу о трактовке темы поэта-пророка в сонете А. А. Дельвига «Вдохновение»//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2008. № 7. С. 106-110.
  • Жирмунский В. М. Пушкин и западные литературы//Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937. С. 66-103.
  • Зусман В. Г. Диалог и концепт в литературе. Н. Новгород: Деком, 2001. 168 с.
  • Карасик В. И. Слышкин Г. Г. Лингвокультурный концепт как единица исследования//Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж: ВГУ, 2001. С. 75-80.
  • Кибальник С. А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX в. Л.: Наука, 1990. С. 209-210.
  • Кибальник С. А. Художественная философия А. С. Пушкина. СПб.: Petropolis, Институт русской литературы, 1998. 200 с.
  • Крылов Г. А. Этимологический словарь русского языка. СПб.: Полиграфуслуги, 2005. 432 с.
  • Кюхельбекер В. К. Участь поэтов//Поэты-декабристы: Стихотворения. М.: Худож. лит., 1986. 431 с.
  • Кюхельбекер В. К. Сочинения. Л.: Худож. лит., 1989. 576 с.
  • Ларкович Д. В. Поэтический «профетизм» и «экзегезис» Г. Р. Державина//Религиоведение. 2009. № 3. С. 155-163.
  • Лотман Ю. М. Семиосфера и проблема сюжета//Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек -текст -семиосфера -история. М.: Языки рус. культуры, 1999. 464 с.
  • Мальчукова Т. Г. Лирика Пушкина 1820-х годов в отношении к церковнославянской традиции (к интерпретации стихотворений «Воспоминание» и «Пророк» в контексте христианской культуры)//Проблемы исторической поэтики. 1998. С. 151-177.
  • Мальчукова Т. Г. О сочетании античной и христианской традиций в лирике А. С. Пушкина 1820-х -1830-х гг.//Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: ПГУ,1994. Т. 3. С. 84-130.
  • Мосалева Г. В. Категория преображения в творчестве А. С. Пушкина//Пушкинские чтения-2011. «Живые» традиции в русской литературе: жанр, автор, герой, текст. СПб.: Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина, 2011. С. 254-262.
  • Москвин Г. В. Пророк: таинство преображения и жажда истока (пророческая тема в поэзии А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)//Вестник ННГУ. Филология. 2016. № 2. С. 240-245.
  • Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000. 448 с.
  • Непомнящий В. Пушкин и судьба России//Непомнящий В. Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. М.: Благовещение, 2009. 400 с.
  • Непомнящий В. Поэзия и судьба: над страницами духовной биографии Пушкина. М.: Советский писатель, 1987. 446 с.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2000. 333 с.
  • Пушкин А. С. Пророк//Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1959. Т. 3, кн. 1. Стихотворения, 1826-1836. Сказки. 1948. С. 30-31.
  • Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1959. Т. 3, кн. 1: Стихотворения, 1826-1836. Сказки. 1948. 635 с.
  • Пушкин А. С. Полное собрание сочинения: в 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. Т. 2: Стихотворения 1820-1826. 400 с.
  • Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977-1979. Т. 3: Стихотворения, 1827-1836. 496 с.
  • Пушкин и античность. М.: Наследие, 2001. 141 с.
  • Слинина Э. В. «Пророк» Пушкина и образ поэта в лирике Н. Заболоцкого//Пушкинский сб. Л.: ЛГПИ, 1977. С. 77-85.
  • Сурат И. «Твое пророческое слово..»//Новый мир. 1995. № 1. С. 236-239.
  • Степанов Ю. С. Константы: словарь русской культуры. М.: Академ. проект, 2001. 990 с.
  • Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. М.: Языки рус. культуры, 1997. 824 с.
  • Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. Л.: Сов. писатель, 1960. 498 с.
  • Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного: психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика, 2007. 539 с.
  • Тынянов Ю. Пушкин и Кюхельбекер//Литературное наследство. М.: ИМЛИ РАН, 1934. Т. 16. С.321-378.
  • Фасмер М. Этимологический словарь русского языка/пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева: в 4 т. М.: Прогресс, 1987. Т. 3. 832 с.
  • Феофан Затворник. Путь ко спасению. М.: Правило веры, 2008. 60 c.
  • Феофан Затворник. Толкование послания святого апостола Павла к колоссянам. Гл. 3. Стих 9//Феофан Затворник. Толкования посланий апостола Павла к колоссянам, к филлипийцам. М.: Правило веры, 2004. С. 243-245.
  • Фомичев С. А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. Л.: Наука, 1986. 304 с.
  • Чижов А. Г. «Духовною жаждою томим..»//Наука и религия. 1983. № 2. С. 54-55.
  • Языков Н. М. Письмо Пушкину А. С., 19 августа 1826 г. Дерпт//Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 16 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937-1959. Т. 13. Переписка, 1815-1827. 1937. С. 291 -292.
Еще
Статья научная