Специфика ранних буквенных помет в русской нотации «Стихир евангельских» византийского императора Льва VI

Бесплатный доступ

В статье сообщается о ранних буквенных пометах древнерусской крюковой нотации (до реформы Александра Мезенца) в цикле Стихир евангельских «творения» византийского императора Льва VI Мудрого из певческих рукописей первой половины XVII в. Особенностью помет в некоторых рукописях является их неравномерное проставление, а также наличие загадочных точек, певческое значение которых утрачено. В отличие от более поздних «мезенцевских» помет, точно фиксировавших высоту невм, ранние пометы лишь определяли звуковысотные области напева - «верх» и «низ» и, предположительно, обозначали исполнительские приемы. Это особенно важно для исполнения мелизматического «большого» распева Стихир евангельских. Специфика данных помет также характеризует состояние теории музыки того времени.

Еще

Древнерусское певческое искусство, певческая рукопись, стихиры евангельские, крюковая нотация, буквенные пометы

Короткий адрес: https://sciup.org/147150953

IDR: 147150953

Список литературы Специфика ранних буквенных помет в русской нотации «Стихир евангельских» византийского императора Льва VI

  • Александр Мезенец и прочие. Извещение… желающим учиться пению (1670 г.)/введ., публ., пер., историческое исслед. Памятника Н. П. Парфентьева; комм. и исследование Памятника З. М. Гусейновой. -Челябинск, 1996.
  • Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII века/З. М. Гусейнова. -СПб., 2008. -226 с.
  • Мосягина Н. В. Домезенцевские пометы в теоретических руководствах и распевах XVII века/Н. В. Мосягина//Певческое наследие Древней Руси (история, теория, эстетика). -СПб., 2002. -С. 159-163.
  • РГБ. Ф. 299. № 212.
  • РНБ О. XVII. 19.
  • Певческие азбуки Древней Руси/публ., пер., предисл. и комм. Д. Шабалина. -Кемерово, 1991. -277 c.
  • СГУ, научная библиотека, Отдел редких книг и рукописей, № 1126.
  • БРАН. Ник. № 55.
  • Митрофанова, А. Е. Песнопения Крестного хода в древнерусских певческих рукописях XI-XVIII веков/А. Е. Митрофанова//Музыка и время. -2011. -№ 1. -С. 42-45.
  • Фёдор Крестьянин. Стихиры/публ., перев., исслед. М. В. Бражникова//Памятники русского музыкального искусства. -Вып. 3. -М.: Музыка, 1974. -248 с.
  • Гусейнова, З. М. Стихиры евангельские -один из видов праздничных стихир/З. М. Гусейнова//Проблемы русской музыкальной текстологии: сб. науч. ст. -Л., 1983. -С. 78-94.
  • Парфентьева, Н. В. Творчество мастеров древнерусского певческого искусства XVI-XVII вв. (на примере произведений выдающихся распевщиков)/Н. В. Парфентьева. -Челябинск: ЧелГУ, 1997. -C. 125-132.
  • Парфентьева, Н. В. Стихиры евангельские в творчестве московского распевщика XVI в. Федора Крестьянина (стихира первая)/Н. В. Парфентьева//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: cб. науч. ст. -Вып. 2. -Челябинск: ЮУрГУ, 2003. -С. 60-79.
  • Парфентьева, Н. В. Стихиры евангельские в творчестве московского распевщика XVI в. Федора Крестьянина (Стихира вторая)/Н. В. Парфентьева//Традиции и новации в отечественной духовной культуре: сб. мат-лов науч. конф. -Челябинск: ЮУрГУ, 2005. С. 98-115.
  • Парфентьева, Н. В. Стихиры евангельские в творчестве московского распевщика XVI в. Федора Крестьянина (Стихира третья)/Н. В. Парфентьева//Культура и искусство в памятниках и исследованиях: сб. науч. тр. -Вып. 4. -Челябинск: ЮУрГУ, 2006. -С. 74-99.
  • Парфентьева, Н. В. Певческий цикл «Стихиры евангельские» московского мастера XVI в. Федора Крестьянина (опыт исследования)/Н. В. Парфентьева//Гимнология: сб. статей. Вып.6: Актуальные проблемы изучения церковно-певческого искусства: наука и практика: мат-лы междунар. науч. конф. 2009 г. -М.: МГК, 2011. -С. 203-214.
  • Тюрина, О. В. Стихиры евангельские большего знамени как модель для работы распевщиков (на примере цикла задостойников)/О. В. Тюрина//Вестник ПСГТУ V: музыкальное искусство христианского мира. -Вып. 1 (1). -2007. С. 59-70.
  • Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка/В. Даль. Ч. 1. А-З. М., 1863. -628 с.
Еще
Статья научная