Современные трансформации идеи музея под открытым небом

Бесплатный доступ

Статья отражает особенности экспозиций музеев под открытым небом в контексте социо- культурных изменений конца XX - нач. XXI вв. Приведены авторские интерпретации этногра- фического, художественно-биографического, военно-исторического и маргинального постмо- дернистского скансенов, на основе которых показаны основные трансформации, произошедшие с идеей музея данного типа. C культурологической точки зрения определяются ответы изме- няющегося музея на вызовы изменяющегося общества. Сравнительному анализу подвергнуты Историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта», Государ- ственный музей-заповедник М.А. Шолохова, Площадка боевой техники Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, Дрвенград (Сербия). Выявление скансеноло- гических характеристик в абсолютно разных музеях заставляет определять скансен как акту- альный способ бытования музея в современности. Скансен уникален тем, что предлагает по- сетителю погружение одновременно в несколько семиотических систем. Создание скансенов и процесс скансенологизации музеев иного типа совпали со структурными изменениями в экономике, культуре, социальной сфере XXI столетия. Они явились отражением тенденций развития современного общества в музееведении. Особенности развития постсов- ременного общества во многом определяют практическое воплощение идей создания музеев нового типа - скансенов. Скансен сегодня претендует на автономную социальную институали- зацию, его среда, и его функции уникальны. Это уже не музей в классическом понимании. Скансен в первую очередь - смысловая среда, предлагающая посетителю отказаться от роли пассив- ного зрителя, втягивающая человека в активное продуцирование новых предметов, смыслов, информации и собственных умений.

Еще

Музей, музей под открытым небом, скансен, скансенология, интерактивность, культурология музея

Короткий адрес: https://sciup.org/140206432

IDR: 140206432   |   DOI: 10.12737/14528

Список литературы Современные трансформации идеи музея под открытым небом

  • Иванова О.Н., Саенко Н.Р. Музееведение. Saarbrucken: Palmirium Academic Publishing, 2012.
  • Глушкова П.В. Классификация музеев под открытым небом в аспекте актуализации нематериального культурного наследия//Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. № 1 (61). С. 59-63.
  • Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова. URL: http://www.sholokhov.ru (Дата обращения: 15.10.2015).
  • Давыдов А.Н. Десятая конференция Ассоциации европейских музеев под открытым небом//Советская этнография. 1983. № 4. С. 134-137.
  • Ланг М. Концепция музея под открытым небом как вечно развивающегося организма//Проблемы развития этнографических музеев под открытым небом в современных условиях: материалы науч. -практ. конф. Иркутск, 2006. С. 4-14.
  • Музей-заповедник «Старая Сарепта». URL: http://altsarepta.ru (Дата обращения: 15.10.2015).
  • Пермиловская А.Б. Живая среда музея под открытым небом как форма организации памяти в современной культуре России и Западной Европы//Обсерватория культуры. 2011. № 1. С. 78-81.
  • Пермиловская А.Б. Особенности формирования экспозиции русских и европейских скансенов//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусство-ведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 5 (43): в 3-х ч. Ч. I. C. 144-146.
  • Прохоров М.Ф. Бородинское поле: музей под открытым небом//Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. № 4. С. 12-16.
  • Сапанжа О.С. Культурологическая теория музейности: автореф. дис. … д-ра культурологии. СПб., 2011.
  • Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов современного музея: дис. … канд. культурологии. СПб., 2005.
  • Современная скансенология: теория и практика. Материалы Международной научной конференции, посвященной 30-летию со дня открытия Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы». Архангельск: Солти, 2004.
  • Тихонов В.В., Ладейщикова Е.Р. Скансенологическая практика сохранения городской историко-культурной среды Предбайкалья//Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2014. № 18. С. 120-127.
  • Центральный музей Великой Отечественной войны. URL: http://www.poklonnayagora.ru (Дата обращения: 15.10.2015).
  • Chaykowski E. Muzea na wolnym powietrzu w Europie. Sanok, 1984.
  • Drvengrad -Küstendorf -Mećavnik. URL: http://mecavnik.info (Дата обращения: 15.10.2015).
  • Nordenson E. Skansen During 100 Years//Report 15 the Meeting. Skansen 1891-1991. Sweden. Association of European Open Air Museums/Ed. by M. Janson, Chr. Zeuner. Kristianstad, 1993. P. 51-55.
Еще
Статья научная