Современные религиозные и экологические движения как предмет этнографического изучения (Западная Сибирь, Омская область)

Автор: Селезнев Александр Геннадьевич

Журнал: Культурологический журнал @cr-journal

Рубрика: Прикладная культурология

Статья в выпуске: 4 (38), 2019 года.

Бесплатный доступ

Излагаются результаты этнографического изучения современных религиозных и экологических движений Омской области. Источниковую базу составляют полевые материалы, собранные в ходе обследования нового сакрального центра, возникшего в д. Окунево, и идейно(религиозно) ориентированных экопоселений, получивших распространение на территории региона. Материалы относятся к XXI в. Рассматривается понятие хронотопа новых сакральных пространств. Его основу зачастую составляют археологические объекты, подвергающиеся сакрализации и мифологизации. При этом новая оккультно-мистическая мифология, связанная с археологическими памятниками, является лишь модернизацией весьма архаичных традиционных представлений и архетипов. Анализируется популярный этиологический миф о древнем великом городе на месте нынешнего Омска. Социальной базой подобных мотивов является состояние психологической фрустрации в связи с утерей регионами России былой экономической и культурной значимости, централизация и концентрация всех культурных и экономических ресурсов практически только в столицах России с одновременной маргинализацией остальных территорий.

Еще

Западная сибирь, омская область, окунево, экопоселения, этнографическое изучение

Короткий адрес: https://readera.org/170174384

IDR: 170174384   |   DOI: 10.34685/HI.2019.93.21.009

Список литературы Современные религиозные и экологические движения как предмет этнографического изучения (Западная Сибирь, Омская область)

  • Селезнев А.Г. Новая мифология истории: архетип «древних цивилизаций» и сакральный центр в районе деревни Окунево // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 41-59.
  • Селезнева И.А. Сакральный центр и внешний мир: проблемы взаимодействия // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 5. - С. 59-73.
  • Pilgrimage, Politics and Place-Making in Eastern Europe: Crossing the Borders. Ed. by John Eade, Mario Katie. Farnham, England: Ashgate, 2014. xiv + 187 pp.
  • Селезнев А.Г. Экологические поселения: варианты освоения локального пространства и принципы классификации // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - 2018. - Т. 24. - С. 439-442.
  • Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Из города в лес: новые экопоселения как образ идеальных отношений с природой // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. - 2016. - № 4(26). -URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/392.html&j id=29 (дата обращения: 10.12.2019).
  • Селезнев А.Г., Селезнева И.А. «Жить по совести и в ладу с природой»: новые экологические поселения в современном социокультурном пространстве (Западная Сибирь, Омская область) // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. - 2017. - № 4(16). - С. 264-276.
  • Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе : Очерки по исторической поэтике // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит., 1975. - С. 234-407.
  • Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Археологические памятники и новые сакральные пространства: иеротопия, хронотоп и глобальная информационная среда // Уральский исторический вестник. -2017. - № 1(54). - С. 135-143.
  • Селезнев А.Г. Старые и новые иеротопии Сибири: технология конструирования религиозной идентичности // Население Сибири: межнациональные отношения, образование и культурная идентичность. - Омск: КАН, 2011. - С. 123-136.
  • Broz L. Spirits, Genes and Walt Disney's Deer: Creativity in Identity and Archaeology Disputes (Altai, Siberia) // The archaeological encounter: anthropological perspective. - St. Andrews: Centre for Amerindian, Latin American and Caribbean Studies, University of St. Andrews, 2011. - Р. 263-297.
  • Овчинников А.В. «Возрождение» Болгара и Свияжска - новейший опыт конструирования исторической памяти // Вестник Пермского университета. Серия: История. - 2017. - № 4(39). - С. 192-201.
  • Шнирельман В.А. Конструирование исторического наследия - случай Аркаима // Сибирские исторические исследования. - 2015. - № 2. - С. 53-65.
  • Доронин Д.Ю. Что опять не так с «алтайской принцессой»? Новые факты из ньюслорной биографии Ак Кадын // Сибирские исторические исследования. - 2016. - № 1. - С. 74-104.
  • Broz L. Substance, Conduct, and History: "Altaian-ness" in the Twenty-First Century // Sibirica. -2009. - V. 8. - No. 2, Summer. - P. 43-70.
  • Halemba A. The Telengits of Southern Siberia: Landscape, Religion and Knowledge in Motion. - L.: Routledge, 2006. - 222 p.
  • Halemba A. What does it feel like when your religion moves under your feet? Religion, Earthquakes and National Unity in the Republic of Altai, Russian Federation // Zeitschrift für Ethnologie. - 2008. - Bd. 133. H. 2. - P. 283-299.
  • Mikhailov D.A. Altai Nationalism and Archeology // Anthropology and Archeology of Eurasia. - 2013, Fall. - V. 52. - № 2. - P. 33-50.
  • Plets G., Konstantinov N., Soenov V., Robinsson E. Repatriation, Doxa, and Contested Heritages: The Return of the Altai Princess in an International Perspective // Anthropology and Archeology of Eurasia. - 2013, Fall. - Vol. 52. - № 2. - P. 73-98.
  • Wallis R.J. Paganism, Archaeology and Folklore in Twenty-first-century Britain: A Case Study of 'The Stonehenge Ancestors' // Journal for the Academic Study of Religion: Special Issue: Religion, Archaeology and Folklore. - 2015. - № 28(2). - P. 129-157.
  • Cusack C.M. Charmed Circle: Stonehenge, Contemporary Paganism, and Alternative Archaeology // Numen. - 2012. - № 59. - P. 138-155.
  • КлейнЛ.С. История археологической мысли. В 2 т. Т. 2. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2011.- 626 с.
  • Niklasson E., Meier Th. (ed). Appropriate narratives: Archaeologists, publics and stories. - Budapest: Archaeolingua Alapitvany, 2013. - 296 p.
  • Wallis R.J., Blain J. Sites, sacredness, and stories: Interactions of archaeology and contemporary Paganism // Folklore. - 2003. - №. 114(3). - P. 307-321.
  • Leskovar J., KarlR. (ed.) Archaeological Sites as Space for Modern Spiritual Practice. Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing, 2018.
  • Klikushin M. Hillary Clinton Was Cursed to Fail by Siberian Mummy // Observer. - 2017. - 10 march. - URL: http://observer.com/2017/03/princess-of-ukok-siberian-mummy-curse-hillary-clinton/ (дата обращения: 10.12.2019).
  • Тюхтенева С. П. Земля моего сновидения // Этнографическое обозрение. - 2006. - № 6. - С. 31-37.
  • Доронин Д.Ю. Белый конь на гребне горы: структура и маркеры коммуникации в визионерских практиках алтайцев // Вестник РГГУ. Серия: История. Филология. Культурология. Востоковедение. - 2016. - № 12(21). - С. 115-134.
  • Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Ритуальные практики в сибирском исламе: элиты, книги, сны // Традиционная культура. - 2013. - № 3. - С. 120-132.
  • Головнева Е., Шмидт И. Обращение к вере, утопия и сакральное место (д. Окунево в Западной Сибири) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2015. - № 3(33). - C. 291-321.
  • 7 археологических загадок на территории России // Русская семерка. - URL: http://russian7.ru/post/7-arkheologicheskikh-zagadok-na-territor/ (дата обращения: 10.12.2019).
  • Яшин В.Б. Классик археологии и «неклассическая» археология // Vita scientificus, или Археолог В. И. Матющенко. - Омск: КАН, 2014. - С. 108-131.
  • Семина Д. Александр Михайлов: «Я строю дом под Омском» // Ва-банкъ. Омск. - 2018. -№1(407). - С. 7.
  • Матвеев А.В. С. У. Ремезов. Предчувствие Омска? // Известия Омского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». -2016. - Вып. (13)22. - С. 25-33.
  • Ахметова Ш.К., Толпеко И.В. Мемориально-культовые комплексы как сакральное пространство в традиционной культуре казахов Омского Прииртышья // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. - 2018. - № 3(19). - С. 288-296.
  • Ларина Е.И. Сакральные пространства казахов: историческая память, иеротопия и идентичность // История [Электронный ресурс]. - 2019. - T. 10. - Вып. 1(75). - URL: https://doi.org/10.18254/S0002560-5-1 (дата обращения: 10.12.2019).
  • Селезнев А.Г. Исламские культовые комплексы астана в Сибири как иеротопии: сакральные пространства и религиозная идентичность // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2013. - № 2(21). - С. 111-119.
Еще
Статья научная