Современные интерпретации трансцендентальной свободы (о позитивном стремлении к недостижимому)

Автор: Димитрова Светлана Васильевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3 т.16, 2017 года.

Бесплатный доступ

Выявление сущностных черт свободы основано на сопоставлении двух картин мира, на рассмотрении особенностей типов культуры, обозначенных Ж. Делезом как «корневая» и «ризоматная». Противопоставляется понимание свободы как результата успешных действий и как стремления к тому, что недостижимо. Обосновывается, что высокая степень освоенности эмпирического мира ведет к пониманию того, что любая достигнутая цель является звеном в цепи бесконечного процесса деятельности. Успешность в достижении целей не позволяет человеку преодолеть логику развития, имманентную деятельности. Стремления, направленные на обретение свободы, ведут к появлению различных форм зависимости и путей «бегства» от нее. Недостижимость свободы проявляется в том, что она ускользает, превращаясь в свою противоположность. Свобода - симулякр, она не имеет денотативного значения и не может быть выражена ни в переживании определенных состояний, ни в достигнутых результатах эффективных действий. Свобода проявляется в следовании к тому, что недостижимо, поскольку постоянно возобновляемые бесполезные усилия, направленные на поиск свободы, позволяют человеку преодолеть логику причинно-следственных связей, выйти за пределы эмпирической действительности. Условием существования свободы является повторение, понимаемое как процесс обозначения, символического определения смысла свободы. Бесконечное повторение, проявляющееся в вечном стремлении людей к свободе, выступает основанием ее присутствия. Не репрезентация сущего, а проявление уникального бытия, «специфически человеческого» становится возможным в нескончаемо возобновляемых усилиях, направленных на стремлении к недостижимому - обретению свободы. Свобода - не цель и не результат, а условие, при котором становится возможным уникальный, самодетерминированный способ пребывания личности. Трансцендентальность свободы рассматривается как возможность «перемены бытия», как преодоление логики развития эмпирического мира. Значимость трансцендентального опыта заключается в том, что он выступает организующим принципом личностного мира, позволяя актуализироваться имманентным человеческому бытию смыслам.

Еще

Трансцендентальная свобода, симулякр, "перемена бытия", трансценденция, "различие", "повторение", целерациональность

Короткий адрес: https://sciup.org/14974871

IDR: 14974871   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2017.3.3

Список литературы Современные интерпретации трансцендентальной свободы (о позитивном стремлении к недостижимому)

  • Библер, B. C. На гранях логики культуры/В. С. Библер. -М.: Русское феноменологическое общество, 1997. -440 с.
  • Делез, Ж. Различие и повторение/Ж. Делез. -СПб.: ТК «Петрополис», 1998. -384 с.
  • Делез, Ж. Капитализм и шизофрения/Ж. Делез, Ф. Гваттари. -Кн. 2. Тысяча плато. -М.: У-Фактория; Екатеринбург, 2007. -895 с.
  • Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика,общество и культура/М. Кастельс. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. -660 с.
  • Мамардашвили, М. К. Философские чтения/М. К. Мамардашвили. -СПб.: Азбука-классика, 2002. -832 с.
  • Ницше, Ф. Человеческое слишком человеческое/Ф. Ницше//Ницше, Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 1. -М.: Мысль, 1990. -С. 231-491.
Статья научная