Собака в погребальном обряде мужунов-сяньби

Бесплатный доступ

В статье анализируются материалы, свидетельствующие о значимой роли собаки в погребальном обряде мужунов - одного из сяньбийских племен, населявших Южную Маньчжурию в III-V вв. н.э. Выявлено, что, несмотря на сообщения китайских письменных источников о том, что животные, приносимые в жертву в ходе похоронного ритуала, сжигались, уже у ранних сяньби, наряду с сожжением существовала также практика сопроводительного захоронения собак (целых тел или голов). Как показывают материалы погребений конца III - начала V в., собака продолжала играть важную роль в погребальном ритуале мужунов. Наиболее представительным комплексом является могила супруги Фэн Суфу (415 г.) в уезде Бэйпяо городского округа Чаоян пров. Ляонин, в которой имелись сопроводительные захоронения двух собак, а также изображения собак на настенных росписях. Захоронение головы и лап собаки обнаружено также в погребении 74AGM154, датируемом концом III - серединой IV в., близ дер. Сяоминьтунь в Аньяне, пров. Хэнань. Изображение собаки, стилистически чрезвычайно близкое к росписями в могиле жены Фэн Суфу, обнаружено в элитном погребении 1 у дер. Бэймяоцунь к западу от г. Чаоян, пров. Ляонин. Показано, что захоронения, совершенные по традиционному обряду мужунов-сяньби, были характерны и для представителей других этносов, в частности, северояньский аристократ Фэн Суфу происходил из знатного китайского (ханьского) рода, находившегося под сильным культурным влиянием мужунов-сяньби. В то же время, погребальный обряд мужунов также претерпевал трансформации, связанные с влиянием китайской (ханьской) культуры, что нашло выражение в распространении погребальных настенных росписей.

Еще

Мужуны-сяньби, дунху, северная янь, погребальный обряд, сопроводительное захоронение, погребальные настенные росписи, собаки

Короткий адрес: https://sciup.org/145146082

IDR: 145146082   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0497-0502

Список литературы Собака в погребальном обряде мужунов-сяньби

  • Бэй Янь Фэн Суфу му (Могилы Фэн Суфу из Северной Янь). - Пекин: Вэньу чубаньшэ, 2015. - 356 с., 71 цв. илл., 21 илл. (на кит. яз.).
  • Варенов А.В. Обзор погребальных памятников сяньбийского времени на территории Внутренней Монголии // Вестник Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. - 2019. - Т. 18. - № 4: Востоковедение. - С. 30-50.
  • Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. - М.: Восточная литература, 1961. - 391 с.
  • Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху / Введение, перевод и коммент. В. С. Таскина. - М.: Главная редакция восточной литературы, 1984. - 486 с.
  • Сунь Бингэнь. Аньян Сяоминьтунь Цзинь му фацзюэ баогао (Отчет о раскопках погребений эпохи Цзинь в Сяоминьтунь, Аньян) // Каогу. - 1983. - № 6. - С. 501-511 (на кит. яз.).
  • Сюй Цзи, Сунь Гопин. Ляонин Чаоян фасянь Бэй Янь, Бэй Вэй му (Погребения Северной Янь и Северной Вэй, обнаруженные в Чаояне, Ляонин) // Каогу. - 1985. -№ 10. - С. 915-929 (на кит. яз.).
  • Цзинь Чэншу (Ким Сонсук). Мужун сяньбэй суйцзан сису као (Изучение обычая сопроводительных захоронений мужунов-сяньби) // Жэньвэнь цзачжи. - 2005. -№ 5. - С. 126-132 (на кит. яз.).
Еще
Статья научная