Смысловое поле и структура концепта "художественное пространство" в гуманитарных науках

Автор: Махович Елена Владимировна

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Культурные процессы и явления

Статья в выпуске: 3 (38), 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье представлен анализ подходов, сформированных различными областями гуманитарного знания, к рассмотрению концепта «художественное пространство». В начале статьи даются трактовки терминов «концепт» и «художественное пространство», на которые опирается автор. Далее рассматриваются различные подходы к анализу художественного пространства с реконструкцией смыслового поля, присущего данному гуманитарному направлению. В искусствоведении художественное пространство трактуется как пространство художественного произведения, а его компонентами выступают перспектива, глубина, композиция. Далее автор анализирует художественное пространство как организацию художественного процесса, как историю искусств (стили, направления), как текст (язык, символ, кодирование). Подчёркивается, что смысловое поле концепта «художественное пространство» коррелирует с исследовательскими задачами научного направления. Однако, несмотря на разность изучаемой каждым из гуманитарных направлений проблематики, рассмотрение сформировавшихся подходов к анализу концепта «художественное пространство» позволяет сделать вывод о присутствии в нём схожего содержания и структурных элементов (художественное, пространство, композиция, глубина и пр.). В заключение автор делает вывод о том, что эвристичностью при анализе смыслового поля и структуры концепта «художественное пространство» обладает междисциплинарный подход, позволяющий выявить корреляцию как структурных компонентов концепта, так и его взаимосвязь с другими концептами.

Еще

Концепт, художественное пространство, язык, символ, композиция, перспектива

Короткий адрес: https://sciup.org/144160319

IDR: 144160319   |   DOI: 10.24412/2310-1679-2020-338-5-11

Список литературы Смысловое поле и структура концепта "художественное пространство" в гуманитарных науках

  • Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. - Москва: Художественная литература, 1975. - 504 с.
  • Башляр Г. Поэтика пространства. - Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. - 352 с.
  • Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко / перевод с немецкого Е. Г. Лунберга. - Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. - 288 с.
  • Виппер Б. В. Статьи об искусстве / вступительная статья Т. Н. Лимановой. - Москва: Искусство, 1971. - 591 с.
  • Лотман Ю. М. Об искусстве. - Санкт-Петербург: Искусство - СПБ, 2000. - 704 с.
  • Пятигорский А. М. Некоторые общие замечания относительно рассмотрения текста как разновидности сигнала // Структурно-типологические исследования: сборник статей / ответственный редактор Т. Н. Молошная. - Москва: Издательство Академии Наук СССР, 1962. - С. 144-154.
  • Синявина Н. В. Концепт "устремлённость в будущее" как элемент концептосферы русской культуры: диссертация на соискание учёной степени доктора культурологии: 24.00.01 / Синявина Наталья Владимировна. - Москва, 2019. - 375 с.
  • Синявина Н. В., Махович Е. В. Концепт как культурфилософская категория // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. - 2018. - № 4. - С. 150-156. URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/koncept-kak-kulturfilosofskaya-kategoriya
Еще
Статья научная