Смысл и значение финала драмы Фридриха Шиллера "Орлеанская дева"

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению финальной сцены исторической драмы «Орлеанская дева» немецкого поэта Фридриха Шиллера в контексте принципа субъективности, являющегося одним из главных для модерна как маркоэпохи, а также особого понимания истории творцами искусства второй половины XVIII - начала XIX в. Этому соответствуют цели работы: проанализировать финал драмы с точки зрения философских идей Ф. Шиллера, отраженных в созданных поэтом философских трактатах, статьях, посвященных истории, и поэтически воплощенных в оде «К радости»; раскрыть своеобразие образа главной героини пьесы, связанное с творческими принципами эпохи модерна и субъективным пониманием отдельной исторической личности драматургом. Было установлено, что особую значимость как для философских работ Ф. Шиллера, так и для его драматических произведений имели размышления Иоганна Гердера о единстве и понятие предустановленной гармонии, предложенное Готфридом Лейбницем. В ходе анализа финала трагедии было выяснено, что осознанное отступление поэтом от исторической действительности при создании заключительной сцены произведения связано, с одной стороны, со специфическим изображением фигуры Жанны д᾿Арк как субъекта, способного особым образом воссоздавать действительность, с другой стороны - с индивидуально-авторским осознанием характерной для времени модерна взаимосвязи исторических эпох, что дало возможность поэту наиболее ярко раскрыть в драматическом действии философски осмысленную им на страницах трактатов идею всеединства, которая оказывается особо значимой для начала XIX в.

Еще

Фридрих шиллер, эпоха модерна, прекрасная душа, история, принцип субъективности

Короткий адрес: https://sciup.org/147241897

IDR: 147241897   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2023-2-92-102

Список литературы Смысл и значение финала драмы Фридриха Шиллера "Орлеанская дева"

  • Аствацатуров А. Г. Образ человека модерна (Рокайроль Жан Поля) // Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIII-XX веков / под. ред. А. А. Вольского. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. С. 36-57.
  • Гегель Г. Работы разных лет в двух томах. М.: Мысль, 1971. Т. 2. 630 с.
  • Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. 703 с.
  • Декарт Р. Сочинения в двух томах. М.: Мысль, 1989. Т. 1. 654 с.
  • Жеребин А. И., Аствацатуров А. Г., Вольский А. Л. Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIII-XX веков / под. ред. А. А. Вольского. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2020. 516 с.
  • Клаузевиц К. 1806 год. М.: Мысль, 1995. 260 с.
  • Лейбниц Г. В. Сочинения в четырех томах. М.: Мысль, 1982. Т. 1. 636 с.
  • Тогоева О. И. Исполнение пророчеств: ветхозаветные герои Столетней войны // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. М.: Ин-т всеобщ. ист. РАН, 2006. Т. 7. С. 88-106.
  • Тураев С. В. Фридрих Шиллер - мыслитель, поэт, драматург // Шиллер Ф. Коварство и любовь: Драмы, стихотворения. М.: Эксмо, 2005. 640 с.
  • Фишер К. История новой философии. Т. 3. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 814 с.
  • Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. М.: Весь мир, 2003. 415 с.
  • Шиллер Ф. О грации и достоинстве // Шиллер Ф. Собрание сочинений в семи томах. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957a. Т. 6. С. 115-171.
  • Шиллер Ф. О нравственной пользе эстетических нравов // Шиллер Ф. Собрание сочинений в семи томах. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1957b. Т. 6. С. 478-488.
  • Шиллер Ф. П. Фридрих Шиллер. Жизнь и творчество. М.: Гос. изд-во худ. лит., 1955. 433 с.
  • Koschorke А. Schillers "Jungfrau von Orleans" und die Geschlechterpolitik der Französischen Revolution // Friedrich Schiller und der Weg in die Moderne / hrsg. von Walter Hinderer. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2006. S. 243-259.
  • Marínez Pazos S. Anthropologie und "ästhetische Erziehung" in Schillers historischen Dramen "Jungfrau von Orleans" und "Wilhelm Tell". Santiago de Com-postela; USC, Facultad de filología, 2019. 38 с.
  • Rühling Ch. Spekulation als Poesie: Ästhetische Reflexion und literarische Darstellung bei Schiller und Hölderlin. Berlin: De Gruyter, 2015. 425 с.
  • Schiller F. An die Freude. 1793. URL: http://www.zeno.org/Literatur/M/Schiller,+Friedrich/ Gedichte/Gedichte+( 1776-1788)/An+die+Freude (дата обращения: 17.10.2022).
  • Schiller F. Der Antritt des neuen Jahrhunderts. 1801a. URL: http://www.zeno.org/Literatur/M/ Schiller,+Friedrich/Gedichte/Gedichte+(1789-1805)/ Der+Antritt+des+neuen+Jahrhunderts (дата обращения: 17.10.2022).
  • Schiller F. Die Jungfrau von Orleans. 1801b URL: http ://www. zeno. org/Literatur/M/S chiller,+ Friedrich/Dramen/Die+Jungfrau+von+Orleans (дата обращения: 17.10.2022).
  • Schiller F. Geschichte des Abfalls der vereinigten Niederlande von der spanischen Regierung. 1788 URL: https://www.projekt-gutenberg.org/schiller/ni-ederld/niede02.html (дата обращения: 17.10.2022).
  • Wokalek M. Die schöne Seele - eine Denkfigur. Zur Semantik von Gewissen und Geschmack bei Rousseau, Wieland, Schiller, Goethe. Göttingen: Wallstein Verlag, 2011. 400 с.
  • Vietta S. Die literarische Moderne. Stuttgart: Metzler, 1992. 361 c.
Еще
Статья научная