Словесные повторы в романе "Война и мир"

Автор: Мехтиев Вургун Георгиевич

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 4 (51), 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируются аспекты повторяющихся слов «красивый», «прекрасный» в романе Л.Н. Толстого. Эти слова можно отнести к самым часто встречающимся в тексте писателя. Но мотивы использования этих повторов не совсем вписываются в контекст тех заданий, которые они призваны выполнять в художественной речи, где каждый элемент функционален и обусловливает, по признанию самого Толстого, художественную ценность произведения, которая, в свою очередь, отражается в ясности и определенности взгляда автора на жизнь. Как известно, языково-стилистические повторы в художественном произведении используются для формирования смысловых связей между отдельными фрагментами текста. Они осуществляют функцию герменевтических указателей, ведущих к постижению авторского замысла. Повторы в «Войне и мире», будучи преимущественно обнаженными, рождают ощущение не всегда объяснимых «нарушений». Иной раз трудно ответить на вопрос, какого добавочного смысла добивается автор. Между тем названный семантический материал, присутствующий в ткани текста, способен осветить художественный мир писателя с неожиданной стороны и корректировать распространенные мнения о ценностной точке зрения автора на изображенный им мир. Являются ли они результатом продуманной «небрежности», или же «спонтанного» авторского речевого поведения, - независимо от этого, словесные повторы актуализируют вопрос о языковых приемах писателя, которые, согласно задачам, сформулированным В.В. Виноградовым, нуждаются в том, чтобы объединить их в цельную концепцию повествовательной речи в романе.

Еще

Лев толстой, автор, персонаж, лексический повтор, дискурс, повествование, прием

Короткий адрес: https://readera.org/149127207

IDR: 149127207   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2019-00097

Список литературы Словесные повторы в романе "Война и мир"

  • Виноградов В.В. О языке Толстого (50-60-е годы) // Виноградов В.В. Избранные труды. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой. М., 2003. С. 117-220.
  • Грачева Ж.В. Отражение отражений (Русская ментальность в зеркале языка Л.Н. Толстого) // Материалы Толстовских чтений 2013 г. и Гороховских чтений 2013 г. в Государственном музее Л.Н. Толстого. М., 2014. С. 29-33.
  • Громов П.П. О стиле Льва Толстого. "Диалектика души" в "Войне и мире". Л., 1977.
  • Заика В.И. Очерки по теории художественной речи. Великий Новгород, 2006.
  • Квинтилиан Марк Фабий. Двенадцать книг риторических наставлений. Часть II. Кн. X. СПб., 1834.
  • Ренская Т.В. Камерная фразеология в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" // Особенности языка и стиля Л.Н. Толстого: Межвузовский сборник научных трудов. Тула, 1990. С. 37-43.
  • Страхов Н.Н. Летом 1877 года… // Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников: в 2 т. Т. 1. М., 1978. С. 237-238.
  • Толстая С.А. Моя жизнь. (публикация и подготовка текста И.А. Покровской и Б.М. Шумовой) // Новый мир. 1978. № 8. С. 34-134.
  • Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. М., 1928-1958.
  • Фортунатов Н.М. Музыкальность чеховской прозы // Филологические науки. 1971. № 3. С. 14-25.
  • Щербак-Маймескул Е.А. Французские элементы в повестях и рассказах Л.Н. Толстого // Язык и стиль Л.Н. Толстого (республиканский сборник). Тула, 1978. С. 55-66.
Еще
Статья научная