Скульптура головы лося из Фофоновского могильника (ранний неолит, Юго-Восточное Прибайкалье)

Автор: Жамбалтарова Елена Дашиевна, Волков Павел Владимирович

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Археология Евразии и Америки

Статья в выпуске: 7 т.12, 2013 года.

Бесплатный доступ

Представлены результаты комплексного исследования скульптурки головы лося из ранненеолитического погребения Фофоновского могильника в Юго-Восточном Прибайкалье. Скульптурки с изображением лося появились в верхнем палеолите региона и получают дальнейшее развитие в неолите и в эпоху раннего металла. Это позволяет предположить наличие достаточно устойчивых представлений, связанных с данными артефактами. Исследованная скульптурка лосиной головы в совокупности с такими археологически зафиксированными признаками обрядовых действий древних фофоновцев, как ритуальный объект с черепом медведя в структуре могильника, отсутствие черепов и наличие «чужого» черепа в погребении свидетельствуют об их отношении к голове как вместилищу жизненной силы (души). На основании обобщения полученных результатов выдвинуто предположение, что фофоновская скульптурка являлась индивидуальным охотничьим амулетом, выступавшим «вещественным» знаком коммуникации человека с другими людьми и с природным окружением. Экспериментально-технологический и трасологический анализ изделия показал использование разнообразных технических приемов, подчеркивающих сакральную значимость артефакта.

Еще

Байкальский регион, ранний неолит, фофоновский могильник, скульптурка головы лося, реконструкция, мировоззрение, адаптация

Короткий адрес: https://sciup.org/147218882

IDR: 147218882

Список литературы Скульптура головы лося из Фофоновского могильника (ранний неолит, Юго-Восточное Прибайкалье)

  • Анисимов А. Ф. Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1958. 235 с.
  • Базалийский В. И., Ливерс А. Р., Хаверкорт К. М., Пежемский Д. В., Тютрин А. А., Туркин Г. В., Вебер А. В. Ранненеолитический комплекс погребений могильника Шаманка II (по материалам раскопок 1998-2003 гг.) // Изв. лаборатории древних технологий. Иркутск. 2006. Вып. 4. С. 80-103.
  • Василевич Г. М. Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям у тунгусов // Этнография. 1930. № 3. С. 57-67.
  • Волков П. В., Жамбалтарова Е. Д. Кинжалы Фофоновского могильника (из коллекции музея Бурятского научного центра СО РАН) // Археология, этнография и антропология Евразии. 2011. № 4 (48). С. 22-28.
  • Волков П. В. Трасологические исследования в археологии Северной Азии. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1999. 192 с.
  • Георгиевская Г. М. Китойская культура Прибайкалья. Новосибирск: Наука, 1989. 152 с.
  • Головнев А. В. Антропология движения (древности северной Евразии). Екатеринбург: Изд-во УрО РАН; Волот, 2009. 496 с.
  • Гурина Н. Н. Оленеостровский могильник. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1956. 432 с. (МИА. № 47).
  • Жамбалтарова Е. Д., Герасимова М. М., Васильев С. В., Боруцкая С. Б. Ранненеолитические погребения Фофоновского могильника (по данным археологии и палеоантропологии) // Древние культуры Монголии и Байкальской Сибири. Иркутск, 2011. Вып. 2. С. 90-96.
  • Жульников А. М., Кашина Е. А. «Лосиноголовые жезлы» в культуре древнего населения Зауралья, Северной и Восточной Европы // Археология, этнография и антропология Евразии. 2010. № 2 (42). С. 71-77.
  • Зеленин Д. К. Культ онгонов в Сибири. Пережитки тотемизма в идеологии сибирских народов // Тр. Института антропологии, археологии и этнографии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. Т. 14, этнографическая серия. Вып. 3. 436 с.
  • Комарова М. Н., Шер Я. А. Могильники бухты Улан-Хада // Древности Байкала. Иркутск, 1992. С. 32-41.
  • Конев В. П. Фофановский могильник. Новый этап исследования // Археология, палеоэкология и этнология Сибири и Дальнего Востока. Иркутск, 1996. Ч. 1. С. 114-116.
  • Константинов М. В. Забайкалье: земля, проникнутая небом // Тр. III (XIX) Всерос. археол. съезда. СПб.; М.; Великий Новгород, 2011. Т. 1. С. 53-54.
  • Константинов М. В., Константинов А. В., Васильев С. Г., Екимова Л. В., Разгильдеева И. И. Под покровительством Большого Шамана: археологическое путешествие по Забайкалью. Чита: Экспресс-типография, 2003. 29 с.
  • Лбова Л. В., Жамбалтарова Е. Д., Конев В. П. Погребальные комплексы неолита - раннего бронзового века Забайкалья (формирование архетипов первобытной культуры). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2008. 248 с.
  • Мамонова Н. Н., Сулержицкий Л. Д. Радиоуглеродная хронология голоценовых погребений Прибайкалья и Забайкалья по остеологическому материалу из могильников // Человек, адаптация, культура. М., 2008. С. 127-138.
  • Окладников А. П. Неолит и бронзовый век Прибайкалья. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Ч. 1, 2. 412 с. (МИА. № 18).
  • Окладников А. П. Неолитические памятники Ангары (от Щукино до Бурети). Новосибирск: Наука, 1974. 319 с.
  • Окладников А. П. Неолитические памятники Средней Ангары (от устья р. Белой до Усть-Уды). Новосибирск: Наука, 1975. 318 с.
  • Окладников А. П. Верхоленский могильник - памятник древней культуры народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1978. 286 с.
  • Соколова З. П. Культ животных в религиях. М.: Наука, 1972. 216 с.
  • Туров М. Г. Эвенкийский обряд «проводов медведя» как форма организации пространства // Археология, этнография и антропология Евразии. 2002. № 3 (11). С. 132-140.
  • Bazaliisky V. I., Saveljev N. A. The Wolf of Baikal: The «Lokomotiv». Early Neolithic Cemetry in Siberia (Russia) // Antiquity. 2003. Vol. 77. No. 295. P. 20-30.
Еще
Статья научная