Simultaneit`a, simultan'eisme, simultan'eit'e: концепция симультанности и ее модификации в авангардистской эстетике

Бесплатный доступ

В статье проводится анализ основных ипостасей «симультанного искусства», выявляются философские и научные источники термина, а также прослеживаются этапы становления идеи. Симультанность рассматривается как универсальная авангардистская категория, позволяющая восстановить историко-культурный контекст эпохи и проследить трансформацию авангардистской эстетики. В поэтический дискурс это понятие вводит Стефан Малларме: он обращает внимание на то, что специфическая визуальная конфигурация стиха дает возможность обеспечить «целокупное видение страницы» и одновременное восприятие последовательно развивающихся фрагментов текста. Согласно воззрениям представителей интегрализма и группы Аббатства Кретей, симультанность выступает синонимом «универсального ритма», пронизывающего «монистическую Вселенную», который отражает в своем произведении поэт. Унанимизм же обращается к ритму урбанистического пространства и ощущению субъектом синхронизованного движения городской толпы. Центральным принципом футуризма, связанным с симультанностью, является «эстетизация скорости»: художники стремятся создать «опространствленное» время в плоскости холста, передать динамику с помощью дислокации предметов, поэты - создать быстрый, «телеграфный» стиль, имитирующий движение «вихрей электронов». Того же синтетического восприятия ищет Робер Делоне, но динамика создается им с помощью контраста цветов. Симультанность книги Сони Делоне и Блеза Сандрара задается, во-первых, техникой «симультанных контрастов», во-вторых - особым поэтическим ритмом и визуальной конфигурацией стихов. Концепция «симультанеизма» Анри-Мартен Барзэна подразумевает одновременную рецитацию стихов несколькими чтецами и драматизацию поэзии. Наконец, для дадаистов симультанность становится способом освобождения чтения / восприятия от диктатуры языковой логики, навязываемой линейным развитием текста.

Еще

Симультанность, авангард, дадаизм, футуризм, аполлинер, барзэн, малларме, маринетти, тцара

Короткий адрес: https://sciup.org/147226969

IDR: 147226969   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2019-3-111-122

Список литературы Simultaneit`a, simultan'eisme, simultan'eit'e: концепция симультанности и ее модификации в авангардистской эстетике

  • Гальцова Е. Д. Французский вектор авангарда // Авангард в культуре XX века (1900-1930 гг.): Теория. История. Поэтика: в 2 кн. / под ред. Ю. Н. Гирина. М.: ИМЛИ РАН, 2010. C. 225-227.
  • Дадаизм в Цюрихе, Берлине, Ганновере и Кельне. М.: Республика, 2003. 560 с.
  • Маринетти Ф.-Т. Футуризм. СПб.: Прометей, 1914. 241 с.
  • Петров М. Симультанность в искусстве: культурные смыслы и парадоксы. М.: Индрик, 2010. 200 c.
  • Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура / авт.-сост. В. И. Ракитин, А. Д. Сарабьянов; науч. ред. А. Д. Сарабьянов. Т. III, кн. 2: История. Теория. М.: RA, Global Expert
  • Apollinaire G. Les peintres cubistes: méditations esthétiques. P.: Hermann, 1965. 191 p.
  • Apollinaire G. Œuvres en prose complètes. P.: Gallimard (еd. de la Pléiade), 1991. T. 2. 1854 p.
  • Arcos R. Tragédie des espaces. P.: édition de l’Abbaye, 1906. 158 p.
  • Arp H. Die Geburt des Dadas. Zurich: Die Arche, 1957. 192 p.
  • Ball H. Die Kunst unserer Tage // Literatur-Revolution 1910-1925: Dokumente, Manifeste, Programme / éd. P. Pörtner Neuwied am Rhein, 1960. 503 p.
  • Barzun H.-M. L’ère du drame: essai de la synthèse poétique moderne. P.: Éditeurs Eugène Figuière, coll. Poème et drame, 1912. 142 p.
  • Barzun H.-M. La révolution polyrythmique moderne. Trois poèmes simultanés. Dernières notes documentaires // Poème et Drame. 1913. Vol. VI (septembre-octobre). P. 2.
  • Bobillot J.-P. Vers, prose, langue - quelques propositions // Poétique. 1992. № 89. P. 71-91.
  • Boccioni U. Simultanéité futuriste// Der Sturm. 1913. Vol. 4 (15 December). P. 151.
  • Bois J.-J. Les lettres simultanéistes // Giles Blas. 1912 (1 juillet). P. 3.
  • Chevreul M.-E. De la loi du contraste simultané des couleurs et de l’assortiment des objets colorés, considérés d’après cette loi dans ses rapports avec la peinture, les tapisseries... P.: Pitois-Levrault, 1839. 735 p.
  • Décaudin M. De l'espace figuré à l'espace signifiant // Poesure et peintrie: d'un art, l'autre. Marseille, 1993. P. 68-87.
  • Delaunay R. Du cubisme à l'art abstrait: documents inédits publiés par Pierre Francastel. P.: S.E.V.P.E.N., 1957. P. 108-109.
  • Ghil R. En méthode à l’œuvre. Ed. nouvelle et revue. P.: Ed. A. Messein, 1904. 71 p.
  • Ghil R. Traité du Verbe. P.: Nizet, 1978. 221 p.
  • Huelsenbeck R. Dada Almanach. Berlin: Erich Reiss, 1920. S. 39.
  • Jenny L. La fin de l'intériorité. Genève: Presses universitaires de France, 2002. P. 70-101.
  • Krzywkowski I. Le temps et l’espace sont morts hier. P.: Ed. L’improviste, 2006. 277 p.
  • Mallarmé S. Un coup de dés jamais n’abolira le hasard. P.: Gallimard (Édition de la Pléiade), 1945. P. 453-478.
  • Reverdy P. Le cubisme, poésie plastique // Œuvres complètes. P.: Flammarion. 2010. T. 1. P. 547-549.
  • Romains J. La vie unanime. P.: Gallimard, 1983. 256 p.
  • Rousille J. Au commencement était le rythme: essai sur l’intégralisme. P.: éd. Des poèmes, 1905. 87 p.
  • Shattuck R. Une polémique d'Apollinaire // Le Flâneur des Deux Rives. 1954. № 4. P. 41-45.
  • Sidoti A. Genèse et Dossier d'une polémique: La prose du Transsibérien et la Petite Jean de France, Blaise Cendrars - Sonya Delaunay. P.: Minars, 1987. 165 p.
  • Somville L. Devanciers du surréalisme: les groupes d’avant-garde et le mouvement poétique 1912-1925. Geneve: Librairie Droz, 1971. 219 p.
  • Tzara T. Œuvres complètes: en 6 vol. Préface et commentaires Henri Béhar. P.: Flammarion, 1975. T. I. 746 p.
Еще
Статья научная