Щука в верованиях и фольклоре хакасов (конец XIX - середина XX века)

Бесплатный доступ

Впервые предлагается характеристика образа щуки в традиционном мировоззрении и обрядности хакасов. Исследование основано на фольклорных и этнографических источниках. Используемые в работе фольклорные материалы - отрывки из героических сказаний (алыптығ нымахтар) в авторском переводе на русский язык, а также архивные сведения, впервые вводятся в научный оборот. В результате исследования сделан вывод, что в традиционном сознании народа эта рыба наделяется сложной и неоднозначной характеристикой. Во многом ее образ и восприятие были обусловлены биологической природой, поэтому ее часто расценивали как опасного и алчного хищника. Наряду с этим имелись представления о щуке как о мудром существе, приобщенном к сокровенным тайнам, воплощении повелителя водной стихии - суғ ээзi. Эта рыба играла важную роль в мифоритуальном комплексе хакасских шаманов, выполняя защитные и лечебные функции. Она наряду с другими животными выступала в качестве одного из ключевых духов-помощников кама, помогавших при его мистериях, главным образом в процессе путешествия в подводный мир. Поэтому изображения щуки встречаются на шаманских бубнах.

Еще

Хакасы, культура, фольклор, шаманизм, образ, символ, обряд, дух, тс, щука

Короткий адрес: https://sciup.org/147220145

IDR: 147220145   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2019-18-7-177-186

Список литературы Щука в верованиях и фольклоре хакасов (конец XIX - середина XX века)

  • Бутанаев В. Я. Традиционный шаманизм Хонгорая. Абакан: Изд-во ХГУ, 2006. 253 с.
  • Бутанаев В. Я., Бутанаева И. И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора. Абакан: Изд-во ХГУ, 2008. 376 с.
  • Дыренкова Н. П. Вода, горы и лес по воззрениям турецких племен Алтайско-Саянского нагорья // Дыренкова Н. П. Тюрки Саяно-Алтая. Статьи и этнографические материалы. СПб.: МАЭ РАН, 2012. С. 131-188.
  • Доможаков В. И. Хакасские загадки // Зап. ХакНИИЯЛИ. Абакан: Хакгосиздат, 1951. Вып 2. С. 60-84.
  • Иванов С. В. К вопросу о значении изображений на старинных предметах культа у народов Саяно-Алтайского нагорья // Сб. МАЭ. М.; Л., 1955. Т. 16. С. 165-264.
  • Катанов Н. (священник). Шаманский бубен и его значение // ЕЕВ. 1889. № 6. С. 112-114.
  • Катанов Н. Ф. Сказания и легенды Минусинских татар // Сибирский сборник. 1887. Т. 25. С. 218-234.
  • Катанов Н. Ф. Письма Н. Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана. СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1893. 114 с.
  • Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб.: Имп. Академия наук, 1907. Т. 9. 640 с.
  • Кузнецова А. А. Четыре сказки минусинских инородцев, записанные А. Кузнецовой // ЖС. 1899. Вып. 1. С. 140-149.
  • Кузнецова А. А., Кулаков П. Е. Минусинские и ачинские инородцы. Красноярск: Тип. Енис. губ. управления, 1898. 298 с.
  • Овичев. Богатырские поэмы Минусинских татар // Сибирский наблюдатель. 1905. Кн. 3. С. 1-9.
  • Островских П. Е. Этнографические заметки о тюрках Минусинского края // ЖС. 1895. Вып. 3-4. С. 297-348.
  • Подоскина Т. А. Методическое пособие по запоминанию латинских названий в биологии, сопровождаемое словарем. 2007. URL: http://stomfaq.ru/7278/7278.pdf (дата обращения 15.03.2019)
  • Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 320 с.
  • Сабанеев Л. П. Жизнь и ловля пресноводных рыб. Киев: Гос. изд-во сельхоз. лит. Украинской ССР, 1959. 668 с.
  • Титов В. Богатырские поэмы минусинских татар // ВИОРГО. 1856. Ч. 15. С. 187-200.
  • Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минусинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. Вып. 4. 212 с.
Еще
Статья научная