Семейная обрядность каракалпаков: обычай бес кийим в динамике трансформаций традиционной культуры

Автор: Курбанова З.И.

Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru

Рубрика: Этнография

Статья в выпуске: 3 т.48, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье на примере обычая обмена одеждой бес кийим («пять одежд») с точки зрения соотношения традиций и новаций анализируется семейная (свадебная и похоронная) обрядность каракалпаков. На основе материалов, собранных в 20142019 гг. и в более ранний период в местах компактного и дисперсного расселения каракалпаков (Чимбайский, Караузякский, Кегейлийский, Нукусский, Ходжейлийский и Тахиаташский р-ны Республики Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан), рассмотрена динамика трансформаций их традиционной культуры. Дана характеристика семейной обрядности; показано место в ней ритуалов дарообмена с использованием одежды. Сравнение материалов показало, что обычай бес кийим сформировался в среде каракалпаков к середине ХХ в. в условиях социокультурных трансформаций. Сохранение этого обычая до настоящего времени свидетельствует о его органичном вхождении в нормативную культуру народа. Сегодня бес кийим воспринимается как обязательный элемент современной каракалпакской свадебной обрядности. Анализ традиций дарообмена позволил выявить перенос термина «бес кийим» из свадебной обрядности в похоронную только в одном районе Каракалпак-стана. Он произошел в результате трансформации обычая ийис - раздачи одежды умершего людям, принимавшим участие в ритуальном обмывании покойника. В конце ХХ в. для этого ритуала каракалпаки стали использовать новые, специально купленные вещи. Сделан вывод о том, что пять одежд, которые раздают участникам ритуала омовения усопшего, символизируют переход покойного в мир предков; они сопоставимы с пятью одеждами для новобрачной, маркирующими ее переход в категорию замужних женщин и начало новой жизни. Таким образом, новации обрядовых практик каракалпаков, которые появились в результате социокультурных и экономических изменений, соответствуют логике и содержанию традиционных семейных праздников, имеющих переходный характер и сложную символику, обозначающую смену статуса.

Еще

Каракалпаки, традиция, трансформация, новация, семейные обряды, ритуальный обмен, обычай бес кийим

Короткий адрес: https://sciup.org/145146008

IDR: 145146008   |   DOI: 10.17746/1563-0102.2020.48.3.124-133

Список литературы Семейная обрядность каракалпаков: обычай бес кийим в динамике трансформаций традиционной культуры

  • Бекмуратова А.Т. Быт и семья каракалпаков в прошлом и настоящем. – Нукус: Каракалпакстан, 1969. – 117 с.
  • Есбергенов Х. К вопросу об изживании религиозных представлений и обрядов у каракалпаков (на материале погребальной обрядности): дисс. … канд. ист. наук. – М., 1963а. – 308 с.
  • Есбергенов Х. К вопросу о борьбе с пережитками устаревших обычаев и обрядов (Каракалпакские поминки ас) // СЭ. – 1963б. – № 5. – С. 32–45.
  • Есбергенов Х., Атамуратов Т. Традиции и их преобразование в городском быту каракалпаков. – Нукус: Каракалпакстан, 1975. – 212 с.
  • Жданко Т.А. Каракалпаки Хорезмского оазиса // Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. – М.: Изд-во АН СССР, 1952. – Т. I. – С. 461–566.
  • Камалов С. Пережитки ислама и традиции старого быта у каракалпаков // Материалы второго совещания археологов и этнографов Средней Азии. – М.; Л: Изд-во АН СССР, 1959. – С. 122–127.
  • Камалова Р.С. Социально-нравственные аспекты в традиционной свадьбе каракалпаков // Вестн. ККО АН РУз. – 1996. – № 2. – С. 89–94.
  • Каракалпаки // Народы Средней Азии и Казахстана / под ред. С.П. Толстова, Т.А. Жданко, С.М. Абрамзона, Н.А. Кислякова. – М.: Наука, 1962. – Т. I. – С. 408–528.
  • Кармышева Б.Х. Архаическая символика в погребально-поминальной обрядности узбеков Ферганы // Древние обряды, верования и культы народов Средней Азии (историко-этнографические очерки). – М.: Наука, 1986. – . 139–181.
  • Керлот Х.Э. Словарь символов. – М.: REFL-book, 1994. – 601 с.
  • Кисляков Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. – Л.: Наука, 1969. – 241 с.
  • Кусекеев У. Этнография ККАССР. Турткуль. 1934 г. 93 с. // Рукописный фонд Фундаментальной библиотеки ККО АН РУз., инв. № 932.
  • Леффлер Е. Цифры и цифровые системы культурных народов в древности и в новое время. – Одесса: Техник, 1913. – 101 с.
  • Турекеев К. Роль магических представлений в похоронной обрядности каракалпаков // О’zbekiston tarixi. – 2020. – № 1. – С. 64–67.
  • Ярлыкапов А.А. Ислам у степных ногайцев. – М.: Наука, 2008. – 266 c.
  • Есбергенов Х. Қарақалпақлардың гейпара дəстүрлери ҳаққында. – Нѳкис: Қарақалпақстан, 1964. – 107 с.
  • Жўраев М., Расулова З. Миф, маросим ва эртак. – Тошкент: Mumtoz so’z, 2014. – 308 с.
  • Қарақалпақстан XIX əсирдиӊ екинши ярымынан XXI əсирге шекем. – Нѳкис: Қарақалпақстан, 2003. – 554 с.
  • Қунназаров А. Жети асырым. – Нѳкис: Қарақалпақстан, 2000. – 166 с.
  • Тилеўмуратов У. Өмир өткеллери. – Нѳкис: Қарақалпақстан, 2009. – 142 с.
Еще
Статья научная