“Селфи” как парадигма культурных изменений

Бесплатный доступ

С введением технологии мобильного телефона, в конце прошлого века, цифровая фотография как средство визуальной коммуникации резко изменила не только само изображение, но и наше отношение к фотокамере. С развитием нового поколения интерфейса Web 2 в социальных сетях, таких как Facebook, Twitter, Instagram и др. эти изменения обрели более глубокий и необратимый характер, усилив непредсказуемость в системе распределения и распространения визуальных форм передачи информации. Цифровая фотокамера и её визуально-коммуникативные возможности существенно влияют на культурное поведение человека. В настоящей статье предпринята попытка проанализировать сдвиги, происходящие в формах визуального самовосприятия человека. Рассматривая изменения визуальных парадигм и основываясь на дифференциации исторических комплексов до-современной, современной и постмодернистской реальности автор анализирует различные ситуации и традиции восприятия себя и отношения к себе, в том числе в контексте вторжения новых технологий. Прослеживается динамика изменений в самовосприятии в зависимости от фотографических устройств (камера-обскура, плёночный фотоаппарат, компактная цифровая камера и камера мобильного телефона). Обосновывается положение, что в отличие от времен камеры-обскуры, когда субъект был определяющим в конструировании пространства (subjectivised space), новые фото-технологии привели к распространению такого феномена фотографирования как «селфи», в котором объект и субъект становятся неразличимыми и по существу сливаются вместе. Отмечается, что с массовым распространением любительской фототехники, фотография стала доступным инструментом в руках всё большего числа её потребителей. Миллионы одноразовых камер, компакт-устройств или цифровых видеокамер, мобильных телефонов со встроенным фотографическим оборудованием, ноутбуков с веб-камерами стали рядовой повседневностью людей. В то время как количество произведённых фотографий неизменно и всеохватывающе растёт, меняются наши предпочтения, ценностные ориентиры и сам жанр фотографирования. Так, в прежнее времена, особенно на этапе рождения фотокамеры, основным жанром фотосъёмок было фотографирование пейзажных сюжетов. Сегодня жанр фотографирования подвижных сюжетов всё сильнее вытесняется массовыми фотоизображениями портретов знаменитостей или автопортретами. Что даже позволило определить современность как эпоху "эры автопортрета" [Nunez 2013:104]. Если на протяжении почти всего XX века обычная фотокамера была направлена на другого человека, то с широким распространением цифровой и компактной фотокамеры она всё больше начинает поворачиваться к самому автору съёмок. Возникает новый жанр фотографирования самого себя, получивший название селф^. Посредством мобильных фото-технологий радикально меняется отношение человека к самому себе. В этих коммуникативных трансформациях выдвигается так называемая новая визуальная парадигма самовосприятия и самоидентификации. Всё это приводит к сдвигам и смещениям в восприятии пространства и времени. Об этом настоящая статья.

Еще

Селфи, фотокамера, парадигма, культурное изменение, самовосприятие

Короткий адрес: https://sciup.org/14238977

IDR: 14238977

Статья научная