Секулярные тенденции в диалоге светской интеллигенции и православного духовенства Украинской ССР во второй половине 1980-х гг.: попытка археологического анализа дискурса

Автор: Савчук Роман Руслан Александрович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Церковно-государственные отношения в советский период

Статья в выпуске: 1 (104), 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме формирования секулярного дискурса, в рамках которого осуществлялся диалог православного духовенства и национальной интеллигенции на Украине накануне провозглашения ее государственной независимости. Актуальность темы определяется непосредственной связью секулярных тенденций, развивавшихся в период перестройки, с процессами осмысления и реализации уже в независимой Украине концепции национальной Церкви. В основу методологии положена концепция археологического анализа дискурса, разработанная М. Фуко. Проанализированы такие практики формирования секулярного дискурса, как инкорпорация светского понимания этических ценностей в церковный нарратив, представление смыслов гражданской идеологии в качестве комплементарных единиц при описании церковного мировоззрения, искусственное перенесение евангельского контекста в осмысление общественно-политических процессов, использование личного энтузиазма духовенства. Идея активного участия Церкви в общественно-государственных трансформациях с четко обозначенным местом выдвигалась светской интеллигенцией на Украине исходя из установок советской идеологической системы, в рамках которой Церковь рассматривалась как важный идеологический инструмент. Диалог интеллигенции и духовенства проходил в рамках секулярного дискурса, для которого характерным было смещение фокуса внимания с номинативно-смысловых объектов на необходимость деятельного участия в решении проблем общества, причем вопрос о собственно церковном понимании смысла и целей такого служения оставался на периферии.

Еще

Секуляризация, дискурс, м. фуко, православие, украина, интеллигенция, перестройка, идеология, советский атеизм, национальная культура

Короткий адрес: https://sciup.org/140297613

IDR: 140297613   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2023_1_375

Список литературы Секулярные тенденции в диалоге светской интеллигенции и православного духовенства Украинской ССР во второй половине 1980-х гг.: попытка археологического анализа дискурса

  • Бокоч (2021) — Бокоч В. М. Взаемозв'язок суспшьно-полиичних 1 релкшно-церковних трансформацш. Квал1ф1кацшна наукова праця на правах рукопису. Дис. ... докт. пол1т. наук: 23.00.02. Одеса, 2021.
  • В едноси могутшсть Вичизни (1989) — В едноси могутшсть В1тчизни (Розмова з Фшаретом, Патр1аршим Екзархом, митрополитом Кгавським 1 Галицьким) // Православний вкник. 1989. № 12. С. 28-29.
  • бришев (1989) — бришев А. Гумашзм 1 моральне оновлення суспшьства // Людина 1 св1т. 1989. №11. С. 24-28.
  • Жити надшю (1990) — Жити надшю. 1нтерв'ю з Патр1аршим Екзархом Украши, митрополитом Кгавським 1 Галицьким Фшаретом // Православний вкник. 1990. № 3. С. 21-22.
  • За едшсть (1989) — За едшсть 1 перебудову. З прес-конференцп митрополита Фшарета, Екзарха Украши // Православний вкник. 1989. № 8. С. 21-23.
  • Кисельов (2016) — Кисельов О. Монограф1я «Культура. Религия. Атеизм» як документ чаав перебудови // 1стор1я релшй в Укршш: Науковий щор1чник. 2016. № 2-3. С. 43-50.
  • Колмакова (2017) — Колмакова М.В. Направления исследований религиозного сектантства в трудах советских ученых 60-80-х гг. ХХ в.: Дис. ... канд. филос. наук: 09.00.14. СПб., 2017.
  • Колодный и др. (2010) — Колодный А. Н., Филипович Л. А., Яроцкий П. Л. Религиоведение Украины в советское время // Вопросы религии и религиоведения. Религиоведение Украины. Ч. I: Феномен советского религиоведения: украинский контекст / Коллект. работа. Под ред. А. Колодного, Л. Филипович, В. Шмидта и П. Яроцкого. М., 2010. С. 9-21.
  • Курилов (2022) — Курилов В.А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина ХХ века). СПб.: Изд-во РХГА, 2022.
  • Макарш Свистун (1989) — Макарш, архieпископ ¡вано-Франювський та Коломийський, Герасим'юк О. Благословен, хто любить // Людина 1 свгг. 1989. № 8. С. 15-19.
  • Наука о религии (2015) — «Наука о религии», «Научный атеизм», «Религиоведение»: актуальные проблемы научного изучения религии в России XX — начала XXI в.: коллективная монография / К. М. Антонов [и др.]; [науч. ред.: К. М. Антонов, С. А. Воронцов]; Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т. 2-е изд. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015.
  • Никодим Руснак (1989) — Никодим, митрополит Львiвський та Дрогобицький, Гуль-ко Я. Милосердя // Людина 1 свп\ 1989. № 10. С. 15-20.
  • Панич (2015) — Панич О. Науковий ате1зм як культурна система // Украшське рель гшзнавство. 2015. № 76. С. 21-35.
  • Смолкин (2021) — Смолкин В. Свято место пусто не бывает. История советского атеизма. М.: Новое литературное обозрение, 2021.
  • Творити добро (1988) — Творити добро, шукати ктину // Ки!в. 1988. № 9. С. 109-114.
  • Узланер (2010) — Узланер Д.А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 62-69.
  • Фуко (2020) — Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М. Б. Раковой, А. Ю. Серебрянниковой; вступ. ст. А. С. Колесникова. Изд. 3-е, стер. СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2020.
  • Чобич (1990) — Чобич С. I Церкви торкнулася перебудова // Православний вкник. 1990. № 2. С. 25-26.
  • Шкаровский (2010) — Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX веке. Москва: Вече; Лепта, 2010.
  • Элбакян (2011) — Элбакян Е.С. Феномен советского религиоведения // Религиоведение. 2011. №3. С. 141-162.
  • Ювшейний збiрник (1989) — Ювшейний збiрник праць Наукового Конгресу у 1000-лггтя Хрищення Руси-Украши. Мюнхен, 1988/1989.
  • Powell (1991) — Powell D.E. The revival of Religion // Сш-rent History. 1991. Vol.90. P. 328-332.
Еще
Статья научная