Самообразование как аспект музыкально-просветительской деятельности

Автор: Калантарова Ольга Владимировна

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Технологии социокультурного воспитания

Статья в выпуске: 1 (36), 2020 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современности - феномену самообразования. Самообразование анализируется на примере музыкально-просветительской деятельности. Для исследования этого явления применен системно-синергетический подход, который дал возможность рассмотреть личность музыканта-просветителя как многомерную систему, имеющую свои признаки и закономерности развития. Синергетический принцип позволил определить в качестве важнейшей составляющей такой системы возможность самообразования (непрерывного формирования образа “я” под влиянием внутреннего и внешнего воздействий). Систематизация практического опыта деятельности некоторых отечественных музыкантов-просветителей позволила конкретизировать основные факторы, определяющие развитие (самообразование) системы «музыкант-просветитель». Комплексный анализ вопроса дал возможность прийти к заключению, что самообразовательный аспект в деятельности музыканта-просветителя выражается в непрерывном формировании образа личности как открытой системы. Результаты исследования могут представлять ценность при организации содержания профессиональной подготовки музыкантов.

Еще

Самообразование, система, системно-синергетический подход, музыкант-просветитель, закономерности, интериоризация, экстериоризация

Короткий адрес: https://sciup.org/144161272

IDR: 144161272   |   DOI: 10.24411/2310-1679-2020-10114

Список литературы Самообразование как аспект музыкально-просветительской деятельности

  • Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Книги 1-я и 2-я. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
  • Большой психологический словарь / Под. ред. Б.ГМещерякова, В.П.Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 672 с.
  • Буданов В.Г. Синергетика коммуникативных сценариев // Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 444-461.
  • Гринберг Т.Э. Коммуникационная концепция связей с общественностью: модели, технологии, синергетический эффект. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012. 324 с.
  • Кабалевский Д.Б. Требование времени // Дмитрий Борисович Кабалевский: официальный сайт советского композитора и дирижера с удивительной судьбой. URL: http://kabalevsky.ru/page/article-time-requirement (дата обращения: 15.12.2019).
  • Кабалевский Д. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1984. 206 с.
  • Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М.: Таланты-ХХ1 век, 2004. 496 с.
  • Любченко В.С. Социокультурное пространство XX в.: многообразие когнитивных практик / В.С.Любченко, М.В.Рендл; отв. ред. А.П.Бандурин. М.: Русайнс, 2016. С. 51-84.
  • Максимова М.В. Философские основания синергетики в современной научной парадигме. Мин-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Российский гос. технический ун-т (Новочеркасский политехнический ин-т). Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2012. 119 с.
  • Мухина В.С. Личность: мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). 2-е изд., испр. и доп. М.: Прометей, 2010. С. 48-315.
  • Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. М.: Прогресс-Традиция, 2004. 560 с.
  • Словарь практического психолога / сост. С.Ю.Головин. Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  • Торопова А.В. Интонирующаяприрода психики: музыкально-психологическая антропология. 2-е изд. М.: МПГУ, 2018. 338 с.
  • Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования — пространство духовного творчества // Психология и педагогика: методика и проблемы. Новосибирск, ООО «Центр развития научного сотрудничества». 2010. № 11-1. С. 22-26.
Еще
Статья научная