Русская зрелищная культура: целостность в разнообразии художественно-эстетических проявлений

Бесплатный доступ

Зрелищность русской культуры представляет её атрибутивное свойство, определяемое как культурно-историческими условиями развития, так и высокой степенью экспрессивности в репрезентации артефактов зрелищной культуры. Зрелищная культура рассматривается как поле культурных практик, порождаемых целенаправленной репрезентацией культурно-эстетических образных воплощений значимых социокультурных интенций в публичном коммуникационном пространстве. В зрелищных образах русской культуры преодолевается присущая ей двойственность, противоречивость, органично сочетаются сакральные и профанные, событийные и повседневные, абстрактно-духовные и ощутимо-плотские аспекты культурных интенций. Явления русской зрелищной культуры внутренне связаны, их глубинное взаимоподобие образует ее целостность. Это не отменяет разнообразия зрелищных явлений, определяемого различиями культурных субъектов, а также трансформациями зрелищно-эстетических форм в ходе их исторического развития, культурными взаимозаимствованиями и т. д. Обоснованность теоретических положений рассматривается на примере юродства как представительного явления русской зрелищной культуры.

Еще

Русская зрелищная культура, зрелищно-эстетический образ, культурная целостность, сакральное и профанное, юродствование

Короткий адрес: https://sciup.org/147231631

IDR: 147231631   |   DOI: 10.14529/ssh180407

Список литературы Русская зрелищная культура: целостность в разнообразии художественно-эстетических проявлений

  • Гессе, С. В. Визуальные атрибуты русской культуры/С. В. Гессе//Россия и россияне: особенности цивилизации: материалы Междунар. науч. конф., посвященной 80-летию АЛТИ -АГТУ. -Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2009. -С. 284-287.
  • Дрёмова, Л. И. Храмы и монастыри -источник изучения русской культуры/Л. И. Дрёмова//Сибирский педагогический журнал. -2013. -№ 1. -С. 125-131.
  • Ковычева, Е. И. Художественно-образные свойства народной игрушки/Е. И. Ковычева//Народная игрушка. -М.: Владос, 2010. С. 28-48.
  • Котова, И. Н. Кукла в русском крестьянском быту/И. Н. Котова//Русские обряды и традиции. Народная кукла. -СПб.: Паритет, 2008. -С. 182-222.
  • Лидов, А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования/А. М. Лидов//Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси/ред.-сост. А. М. Лидов. -М.: Индрик, 2006. -С. 9-31.
  • Панченко, А. М. Смех как зрелище/Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко//Смех в Древней Руси. -Л.: Наука, 1984. -С. 72-153.
  • Пахомова, А. В. Карусельный «дед» /А. В. Пахомова//ОРФЕЙ muzcentrum.ru. -URL: http://www.muzcentrum.ru/news/2011/11/9548 (Дата обращения: 20.10.2017).
  • Пахомова, А. В. Народная зрелищная культура: раёк, лубок и кукольный театр /А. В. Пахомова//ОРФЕЙ muzcentrum.ru. -URL: http://www.muzcentrum.ru/news/2011/11/9551 (Дата обращения: 20.10.2017).
  • Снесарь, В. И. Социально-философский анализ зрительно-образного восприятия мира в русской культуре: автореф. дис. …канд. филос. наук /В. И. Снесарь. -URL: http://dibase.ru/article/25042013_117013_snesar (Дата обращения: 21.10.2017).
  • Успенский, Б. А. Антиповедение в культуре древней Руси/Б. А. Успенский//Избранные труды. -Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. -М.: Гнозис, 1994. -С. 320-332.
  • Фрэнсис, Е. П. Скоморохи и церковь/Е. П. Фрэнсис//Скоморохи в памятниках письменности; сост. З. И. Власова, Е. П. Фрэнсис (Гладких). -СПб.: Нестор-История, 2007. -С. 463-477.
  • Юрков, С. Е. Под знаком гротеска: антиповедение в русской культуре (XI -начало ХХ вв.)/С. Е. Юрков. -СПб.: Летний сад, 2003. -210 с.
Еще
Статья научная