Рождественские и пасхальные темы в литературном наследии Ю. П. Миролюбова

Автор: Дмитренко Сергей Федорович

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.13, 2015 года.

Бесплатный доступ

Писатель русского зарубежья Юрий Петрович Миролюбов (1892-1970) много писал о славянских древностях. Его имя связывается с происхождением легендарной «Велесовой книги». В данной статье в широком историко-литературном контексте рассматривается его оригинальное литературное творчество, тематически связанное с Рождеством и Пасхой. Сын священника, Миролюбов смог создать самобытные святочные и пасхальные истории. Он вернул уже сложившуюся жанровую традицию рождественской (святочной) и пасхальной литературы к ее фольклорным истокам, освободил от сугубо литературных наслоений и сюжетных стереотипов. Юрий Миролюбов стремился вывести рождественские и пасхальные сюжеты за рамки нравоучительной (тем более, развлекательной) словесности, поместить их в русло народной, «русской эпопеи». Так назвал «Лето Господне» И. С. Шмелев, по-своему также обновивший канон русской календарной (рождественской и пасхальной) литературы. В художественной прозе Юрий Миролюбов выступал как ученый-этнограф, чуткий записчик бытовых явлений и психологических состояний. Зато в тех трудах, которые Миролюбов относил к научным, он становился вольным художником, свободно обращающимся со сложнейшим и слабо исследованным материалом, тем не менее существующим в заповедных глубинах народного сознания.

Еще

Ю. п. миролюбов, рождественский рассказ, пасхальный рассказ, русский фольклор, русское зарубежье

Короткий адрес: https://sciup.org/14748947

IDR: 14748947   |   DOI: 10.15393/j9.art.2015.3001

Список литературы Рождественские и пасхальные темы в литературном наследии Ю. П. Миролюбова

  • Баран X. Дореволюционная праздничная литература и русский модернизм//Поэтика русской литературы начала XX века. -М.: Издательская группа «Прогресс»-«Универс», 1993. -С. 284-328.
  • Баран X. Пасха 1917 г.: Ахматова и другие в русских газетах//Поэтика русской литературы начала XX века. -М.: Издательская группа «Прогресс»-«Универс», 1993. -С. 329-347.
  • Бондаренко М. И. Традиции «рождественских повестей» Диккенса в русском святочном рассказе 1840-1890-х годов: дис.. канд. филол. наук. -Коломна, 2006. -190 с.
  • Велесова книга. Славянские Веды/сост., перевод, предисловие, комментарии, статьи Д. М. Дудко. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. -400 с.
  • Горшкова С. Е. Пасхальный рассказ в круге детского чтения в конце XIX-начале ХХ века в России//Актуальные проблемы православной теологии: Междунар. сб. науч. тр. -Тверь: Тверской государственный университет, 2011. -С. 59-77.
  • Горшкова С. Е. Святочный рассказ в круге детского чтения в конце XIX-начале ХХ века//Родная словесность в школе и вузе. -Тверь: Тверской государственный университет, 2006. -С. 72-82.
  • Дмитренко С. Ф. Рассказы К. Паустовского в «Правде» 1930-х годов: Текст и контекст//К. Г. Паустовский. Материалы и сообщения: Сборник. -М.: Мир Паустовского, 2002. -Выпуск 2. -С. 162-177.
  • Душечкина Е. В., Баран Х. «Настали вечера народного веселья…»: предисловие//Чудо рождественской ночи: святочные рассказы. -СПб.: Художественная литература, 1993. -С. 5-32.
  • Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ: становление жанра. -СПб.: Издательский отдел Языкового центра СПбГУ, 1995. -258 с.
  • Душечкина Е. В. Русская елка: История, мифология, литература. -СПб.: Норинт, 2002. -416 с.
  • Есаулов И. А. Пасхальность русской словесности. -М.: Кругь, 2004. -562 c.
  • Есаулов И. А. Проблема изучения контекста в поэтике Шмелева//Наследие И. С. Шмелева: текст, контекст, интертекст: XV Крымские международные Шмелевские чтения. -Алушта, 2006. -С. 187-197.
  • Зализняк А. А. О «Велесовой книге»//Фальсификация исторических источников и конструирование этнократических мифов. -М.: Институт археологии РАН, 2011. -С. 97-114.
  • Захаров В. Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы//Проблемы исторической поэтики. -Петрозаводск: ПетрГУ, 1994. -Вып. 3: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Вып. 1. -С. 249-261.
  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века . -М.: РИК «Культура», 1996. -XVIII, 491 с.
  • Калениченко О. Н. Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX -начала ХХ века (святочный и пасхальный рассказ, модернистская новелла). -Волгоград: Перемена, 2000. -246 с.
  • Козина Т. Н. Пасхальный рассказ в русской словесности//Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2010. -№ 6. -С. 376-380.
  • Козина Т. Н. Возвращение жанра: пасхальный рассказ в современной прозе//Известия Самарского научного центра РАН. -2011. -Т. 13. -№ 2-1. -С. 159-162
  • Литературная энциклопедия Русского Зарубежья. 1918-1940: в 4 томах. -М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. -Том 2: Периодика и литературные центры. -640 с.
  • Паламарчук П. Г., Филатова А. И. Ширяев Борис Николаевич//Русские писатели. XX век: в 2 ч./под ред. Н. Н. Скатова. М., 1998. Ч. 2. 656 с.
  • Русская литература в эмиграции: Сборник статей под ред. Н. П. Полторацкого. -Питтсбург: Отдел славянских языков и литератур, 1972. -422 с.
  • Савельев П. Писатель-монархист: к 100-летию со дня рождения Бориса Ширяева//Наша страна. Буэнос-Айрес, 1989. № 2048. 4 ноября.
  • Творогов О. В. «Влесова книга»//Труды Отдела древнерусской литературы. -Л.: Наука, 1990. -Т. XLIII. -С. 170-254.
  • Фостер Л. Библиография русской зарубежной литературы: 1918-1968. В 2 т. -Boston, Mass.: G. К. Hall and C°, 1970. Т. 1. А-К. LVII, 681 с. Т. 2. Л-Я. 682-1374 с.
  • Что думают ученые о «Велесовой книге»: сборник статей/сост. А. А. Алексеев. -СПб.: Наука, 2004. -238 с.
  • Ширяев Б. Религиозные мотивы в русской поэзии. -Брюссель: Жизнь с Богом, 1960. -80 с.
Еще
Статья научная