Рецепция сказки о Румпельштильцхене в романе Л. Баррона "Инициация"

Автор: Полуяхтова Инна Константиновна, Деменюк Вероника Максимовна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 3 (180), 2019 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются особенности интерпретации сказки о Румпельштильцхене в романе Лэрда Баррона «Инициация» с точки зрения деконструкции жанра волшебной сказки. Роман анализируется с точки зрения жанрового своеобразия: разрушается важное для сказки превосходство пространства над временем, поскольку описываются события трех четко обозначенных временных промежутков (стародавние времена, 1958 год, 1980 год), а время как бесконечный цикл становится центрирующим идейно-философским компонентом текста романа. Автором сознательно разрушается пространственная оппозиция «свой - чужой», свойственная сказке, и вводится категория ужасного как центральный элемент повествования. Также рассматривается связь американского прозаика Л. Баррона с предшествующей национальной традицией, проводится сравнительный анализ текста с творчеством Г. Лавкрафта и А. Бирса. Подобно своим предшественникам, Л. Баррон во многом работает с мифологическими образами, воздействующими на подсознание читателя, чем предлагает своеобразное решение парадокса болезненного искусства. Делается вывод о том, что, опираясь на творчество указанных авторов, Л. Баррон разрабатывает собственную авторскую концепцию бытия, в котором человек оказывается ограничен своим субъективным восприятием и не способен пробиться к смыслу бытия.

Еще

Рецепция, волшебная сказка, лэрд баррон, румпельштильцхен, "инициация", парадокс болезненного искусства

Короткий адрес: https://sciup.org/147226430

IDR: 147226430   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2019.303

Список литературы Рецепция сказки о Румпельштильцхене в романе Л. Баррона "Инициация"

  • Борисов Б. Л. Технология рекламы и PR: Учебное пособие для вузов. М.: Фаир-Пресс, 2001. 624 с.
  • Ефимова Н. И. Миф и сказка в «тексте» компьютерной игры // Национальные коды в европейской литературе XIX-XX веков: Коллективная монография. Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, 2016. С. 645-651.
  • Кадыров А. М. Культурология. Мировая и отечественная культура: Учеб. пособие. Уфа: УГАТУ, 2011. 532 с.
  • Королькова Я. В. О соотношении литературной сказки и фэнтези // Вестник ТПГУ 2010. № 8 (98). С. 142-144.
  • Наумчик О. С. Принципы мифологизации в романе Нила Геймана «Американские боги» // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2016. № 7-1 (160). С. 105-108.
  • Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.ru/CULTURE/ pRoPP/skazki.txt_with-big-pictures.html#I (дата обращения 22.11. 2018).
  • Такер Ю. В пыли этой планеты. Ужас философии. Т. 1. Пермь: Гиле Пресс, 2017. 240 с.
  • Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М.: Академический проект, 2017. 799 с.
  • Шары пина Т. А. Античность в литературной и философской мысли Германии первой половины ХХ века. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. 134 с.
  • Шарыпина Т. А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XX вв.: Материалы спецкурса. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1995. 114 с.
  • Шарыпина Т. А. Рецепция античного мифа в романе Ю. Брезана «Крабат, или преображение мира» // Литературные связи и традиции в творчестве писателей Западной Европы и Америки XIX-XX вв.: Межвуз. сб. Горький, 1990. С. 67-77.
  • Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Инвест-ППП, 1996. 240 с.
Еще
Статья научная