Ребенок в драме античности и средневековья: кто он?

Бесплатный доступ

Статья посвящена динамике развития образа ребенка как драматического героя. Впервые герой-ребенок появляется в драме еще эпохи Античности, в пьесах Еврипида, Менандра, Сенеки и др. Однако отличительные черты детей как драматических героев до сих пор не являлись предметом научного изучения. Автор статьи рассматривает наиболее известные пьесы, в которых присутствуют дети-герои, выделяет особенности детей как драматических персонажей. В ходе анализа делается вывод о том, что в драме эпохи Античности дети-герои оказывались чаще всего внесценическими персонажами, были лишены голоса и характера, не являлись самостоятельными действующими лицами. Они реализовывали свои драматические функции в гибели и страданиях по вине взрослых героев. Функция героя-ребенка в античной пьесе определялась жанром.Проблема детей как героев средневековой драмы также не подвергалась научному освоению. Автор данной работы прослеживает формирование особого типа героя - «божественный младенец» - в средневековых литургических драмах. Позднее в связи с ослаблением канона литургической драмы и расширением жанровой палитры светских драматических произведений типаж «божественного первенца» сменяется образом ребенка-плута, ребенка-трикстера, представленным в фарсах и моралите. Тем не менее, несмотря на появление героев-детей в религиозных и светских пьесах, говорить о заинтересованности создателей драм психологией ребенка и реальным детством еще не приходится. В античной драме появляются дети, выполняющие функции невинной жертвы и ребенка-подкидыша, а в Средние века - божественного младенца и ребенка-плута.

Еще

Античная драма, драматический герой, образ ребенка, средневековая драма, трагедия, литургическая драма, миракль, мистерия, моралите, фарс

Короткий адрес: https://sciup.org/14729533

IDR: 14729533   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2017-4-133-142

Список литературы Ребенок в драме античности и средневековья: кто он?

  • Андреев М. Л. Средневековая европейская драма. М.: Искусство, 1989. 216 с
  • Аникст А. А. Театр эпохи Шекспира. М.: Искусство, 1965. 328 с
  • Арзамасцева И. Н. О концепции «детство» в древнеримской литературе//Развитие личности. 2004. № 1. URL: http://rl-online.ru/articles/1-04/407.html (дата обращения: 01.09.2017)
  • Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999. 416 с
  • Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1990. 543 с
  • Всеобщая история искусств: в 6 т. Т. 2, кн. 1: Искусство средних веков/под ред. Б. В. Веймарна. М.: Искусство, 1960. 508 с
  • Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 с
  • Добиаш-Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья. Научное наследие. М.: Наука, 1987. 345 с
  • Еврипид. Медея/пер. с др.-греч. И. Анненского//Трагедии: в 2 т. М.: Ладомир, Наука, 1998. Т. 1. С. 62-122
  • История всемирной литературы: в 9 т./под ред. Г. П. Бердникова. М.: Наука, 1984. Т. 2. 672 с
  • Лосев А. Ф. Античная литература/под ред. проф. А. А. Тахо-Годи. 7-е изд., стереотип. М.: ЧеРо: Омега-Л, 2005. 541 с
  • Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1957. 620 с
  • Мальчик и Слепой/пер. с фр. Ю. Корнеева//Средневековые французские фарсы. М.: Искусство, 1981. С. 33-42
  • Менандр. Третейский суд/пер. с др.-греч. Г. Церетели//Менандр -Комедии, Герод -Мимиамбы. М.: Худож. лит., 1963. С. 103-145. (Библиотека античной литературы -Греция)
  • Михайлов А. Д. Средневековый французский фарс. Предисловие//Средневековые французские фарсы. М.: Искусство, 1981. С. 6-32
  • Некрасова И. А. Театральный жанр моралите и духовные конфликты XVI века//Известия Самарского научного центра РАН. 2013. Т. 15, № 2 (4). С. 1088-1093
  • Фрейберг Л. А. Христос-страстотерпец//Памятники византийской литературы IX-IV веков. M.: Наука, 1969. С. 221-222
  • Христос-страстотерпец/пер. С. Аверинцева//Памятники византийской литературы IX-XIV веков. M.: Наука, 1969. С. 222-226
  • Шипилов А. В. Отцы и дети в античности//Человек. 2012. № 5. С. 43-53
  • Юнг К. Г. Божественный ребенок: . М.: Олимп: АСТ-ЛТД, 1997. 400 с. (Классики зарубежной психологии)
  • Ярхо В. Н. Драматургия Еврипида и конец античной героической трагедии//Еврипид. Трагедии: в 2 т. Т. 1: Литературные памятники. М.: Наука, Ладомир, 1999. 644 с. URL: http://www.lib. ru/POEEAST/EVRIPID/evripid0_1.txt_with-big-pic-tures.html# (дата обращения: 01.09.2017)
  • Bowlby R. A Child of One's Own: Parental Stories. Oxford University Press, 2013. 256 p
  • Christ C. P. Why Women Need the Goddess. 1989. URL: https://www.goddessariadne.org/why-women-need-the-goddess-part-1. (дата обращения: 01.09.2017)
  • Cousin G. Playing for time: Stories of lost children, ghosts and the endangered present in contemporary theatre. Manchester University Press, 2007. 192 p
  • Davis J. M. Farce: With a new introduction by the author. New Brunswick; New York: Transaction Publishers, 2003. 191 p
  • Kline S. The Making of Children's Culture//The Children's Culture Reader. New York: NYU Press, 1998. P.95-109
  • Kolve V. A. The Play Called Corpus Christi. Stanford University Press, 1966. 337 p
  • Konesko P. M. Representing Childhood: the Social, Historical, and Theatrical Significance of the Child on Stage. A Dissertation Submitted to the Graduate College of Bowling Green State University in partial fulfillment of the requirements for the degree of Doctor of Philosophy. Bowling Green, 2013. 193 p
  • Normington K. Gender and Medieval Drama (Gender in the Middle Ages) Cambridge: Cambridge University Press & D. S. Brewer. 2006. 168 p
Еще
Статья научная