Разновидности исламского проекта в системной трансформации общества

Автор: Федотова Марина Геннадьевна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 1 (29), 2017 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрены разновидности исламского проекта в условиях глобальных трансформаций исламского мира. Показана взаимосвязь между двумя наиболее распространенными разновидностями исламского проекта, формирующими дискурс фундаментализма и модернизма в исламе, и социальной практикой субъектов, трансформирующих исламский мир. Основу означивания (выделения определенного комплекса значений в качестве доминирующего в сознании мусульманина) составляет ислам как религия и идеология, формирующая политический дискурс и политическое действие. Исламские фундаменталисты понимают воссоздание исламского государства на основе шариата не только как духовную практику, но и как социальную и политическую деятельность. Основой означивания является онтологическое противопоставление мира ислама и остального мира (территории войны), представление о религии и ценностях «иноверцев» как о глубоко враждебных, угрожающих утратой самоидентификации мусульман, о необходимости борьбы со злом атеизма и либерализма западной культуры. Требование активных социальных действий во имя защиты «чистого ислама» и создания подлинно исламского государства на основе шариата предопределило наиболее высокую степень социальной мобилизации последователей салафизма. Основной особенностью фундаменталистского варианта исламского проекта применительно к процессу означивания является специфическая форма выражения синкретизма религии и политики. Особенностями означивания модернистского проекта в исламе являются: представление о единстве мира мусульман и иноверцев, разграничение духовной и политической практики на основе ислама, представление о необходимости интеграции западной и восточной культур на основе исламской традиции, либерализация личности, использование западных моделей государственного строительства, использование практики иджтихада для достижения консенсуса среди исламских модернистов.

Еще

Ислам, фундаментализм, традиционализм, модернизм

Короткий адрес: https://sciup.org/147203150

IDR: 147203150   |   DOI: 10.17072/2078-7898/2017-1-123-130

Список литературы Разновидности исламского проекта в системной трансформации общества

  • Поляков К. И. Исламский фундаментализм в Судане. М.: Ин-т Ближнего Востока, 2000. 168 с.
  • Ушакова В.В. Исламский вызов в условиях глобализации//Аспекты. Вып. V. М.: МГУ, 2008. С. 305-312.
  • Коран/пер. И.Ю. Крачковского. М.: Вост. лит., 1963. 235 с.
  • Кутб С. Вехи на пути Аллаха. Махачкала: Бадр, 1997. 370 с.
  • Добаев И.П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика. 2002. URL: http://provizitku.ru/politosociolog/dobaev_i_p__islam skij_radikalizm_-_genezis_ehvoljucija_praktika_ otv_redaktor_ju_g_volkov_rnd_izdatel'stvo_sk nc_vsh__2002__329_s.html (дата обращения: 10.03.2016).
  • Maududi А.А. Jihad in Islam. Beirut: Islamic Publications (Pvt.) Ltd. 1980. 28 p.
  • Багдади А.М. Идейные истоки и идеология исламского фундаментализма. М.: МГУ, 1998. 43 с.
  • Маудуди А.А. Политическая теория ислама//Отечественные записки. 2003. № 5. URL: http://magazines.russ.ru/oz/2003/5/2003_5_30.html (дата обращения: 10.03.2016).
  • Bouzid А. Man, Society and Knowledge in the Islamist Discourse of Sayyid Qutb: dis.. of Doctor of Philosophy in Science and Technology Studies. Blacksburg, VA, 1998. 273 р.
  • Maududi А.А. The Islamic Law and Constitution. Lahore: Islamic Publications (Pvt.) Ltd., n.d. 406 p.
  • Обейд А.А. Угрозы терроризма и борьба с ним//Азия и Африка сегодня. 2004. № 4. С. 36-42.
  • Даудов Р.Х. Место и роль традиционализма и модернизма в исламской онтологии//Фундаментальные исследования. 2014. № 11. С. 684-689.
  • Мартыненко А.В. Основные тенденции развития интеллектуальной культуры ислама в Новое и Новейшее время//Genesis: исторические исследования. 2012. № 1. С. 168-211.
  • Степанянц М.Т. Реформаторство как антитеза традиционности//Бог -человек -общество в традиционных культурах Востока. М.: Наука: Вост. лит., 1993. С. 218-225.
  • Аль-Кардави Ю. Сущность единобожия. URL: http://chechen.org/archives/1037 (дата обращения: 10.03.2016).
  • Smock D. Ijtihad: Reinterpreting Islamic Principles for the Twenty-first Century/Institute of Peace. Special Report. 2004. 8 p. URL: http://www.usip.org/sites/default/files/resources/sr125. pdf (accessed: 10.03.2016).
  • Al-Alwani Taha J. Taqlid and Ijtihad//The American Journal of Islamic Social Sciences. 1995. Vol. 8, № 1. P. 129-142.
  • Великие мыслители Востока/ред. Ян Мак-Грил. М.: Крон-Пресс, 1998. 656 с.
  • Икбал М. Реконструкция религиозной мысли в исламе. М.: Вост. лит., 2002. 200 с.
Еще
Статья научная