Раннесредневековое погребение у Большой Тавдинской пещеры (Северный Алтай)

Бесплатный доступ

Статья вводит в научный оборот материалы раннесредневекового погребения у Большой Тавдинской пещеры в нижнем течении р. Катунь на Алтае. Погребение совершено по обряду ингумации в сопровождении коня под курганной насыпью, имеющей крепиду. Погребенный подросток был ориентирован головой на восток с небольшим отклонением на север, сопровождающий его конь - в противоположную от него сторону. В состав представительного сопроводительного инвентаря, подтверждающего высокий социальный и имущественный статус погребенного, входили такие предметы как стремя, железные удила с роговыми псалиями, наборный пояс «катандинского» типа, кочедык и др. Аналогии сопроводительному инвентарю тавдинского погребения и, в особенности, стремени и железным удилам с роговыми псалиями, позволяют датировать погребальный комплекс VII в. н.э. В погребении было найдено только одно стремя, что можно рассматривать как особенность погребального обряда, связанную с использованием некомплектных или сознательно сломанных вещей. Погребения с конем на Алтае исследователи, как правило, относят к древним тюркам или к т.н. тюркской культуре. Однако критический взгляд на сведения китайских источников в переводах разных китаистов позволяет приписать погребения с конем на Алтае преимущественно карлукам. Так, например, в тексте китайской хроники недвусмысленно подчеркивается, что в середине VIII в. одна из двух групп карлуков, не подчинившихся уйгурам, кочевала на Алтае, а также то, что карлукский ябгу в подтверждение своего status quo получил от китайских властей титул «князь Алтая». Во второй половине I тыс. на Алтае сложилась пестрая этническая картина: карлуки проживали здесь совместно с азами, тюрками племени чеби и, вероятно, телеским племенем пугу. Исследованное у Большой Тавдинской пещеры раннесредневековое погребение, в числе прочих, маркирует северную границу карлукских погребений с конем.

Еще

Погребение с конем, карлуки, эпоха раннего средневековья, северный алтай, погребальный инвентарь, этнополитическая ситуация

Короткий адрес: https://sciup.org/145146100

IDR: 145146100   |   DOI: 10.17746/2658-6193.2021.27.0747-0753

Список литературы Раннесредневековое погребение у Большой Тавдинской пещеры (Северный Алтай)

  • Бичурин Н.Я. (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. -Алматы: Жалын баспасы, 1998. - т. 1. - 390 c.
  • Камалов А.К. Древние уйгуры. VIII-IX вв. - Алматы: Наш мир, 2001. - 216 с.
  • Киреев С.М. Погребение тюркского воина из Горно-Алтайска // Охрана и изучение культурного наследия Алтая: тезисы науч.-практ. конф. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 1993. - ч. II. - С. 230-235.
  • Кирюшин К.Ю., Кирюшина Ю.В., Семибратов В.П., Кирюшин Ю.Ф., Горбунов В.В. Историкокультурное наследие "Бирюзовой Катуни" (опыт интеграции в сферу туризма). - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013. - 222 с.
  • Кубарев Г.В. Кочедык из скального древнетюркского погребения на р. Кадрин // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1998. - Т. IV. - С. 266-269.
  • Кубарев Г.В. Культура древних тюрок Алтая (по материалам погребальных памятников). - Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. - 400 с.
  • Кубарев Г.В. Руническая надпись из Калбак-Таша II в Центральном Алтае (к вопросу об азах и территории их расселения) // Археология, этнография и антропология Евразии. - 2016. - № 4 (44). - С. 92-101. DOI: 10.17746/1563-0102.2016.44.4.092-101
  • Серегин Н.Н. Появление и первоначальное распространение петельчатых стремян (хронологический и этнокультурный аспекты) // Известия АГУ - 2013 - № 4-1 (80): История и археология. - С. 194-198.
Еще
Статья научная