Рациональность и ее пределы в патристической философии

Автор: Гагинский Алексей Михайлович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Патрологические исследования

Статья в выпуске: 3 (68), 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается вопрос о компетенциях рациональности в теоло- гии на примере блаж. Августина (354-430) - мыслителя, определившего ход развития всего последующего богословия на Западе. Согласно Авгу- стину, истины, которые душа воспринимает per se ipsum, несомненны и неопровержимы, ручательством чему служит аргумент против скепти- цизма; язык мышления подобен совершенной речи Адама, адекватно вы- ражающей свой предмет, на этом праязыке разумная душа «совещается» (consulit) с вечной премудростью Божией; идеи Платона есть мысли Бога, идеи постижимы, следовательно, мысли Бога тоже. Все это в совокупности поднимает статус мышления на уникальный, почти сверхчеловеческий уровень, весьма контрастирующий с компетенциями разума в греческой патристике.

Еще

Патристика, августин, рациональность, простота, бог, платонизм, тождество, различие, мышление, речь

Короткий адрес: https://sciup.org/140190189

IDR: 140190189

Список литературы Рациональность и ее пределы в патристической философии

  • Aristoteles. Protrepticus//Aristotle’s protrepticus/ed. I. Düring. Stockholm, 1961.2.
  • Augustinus. Contra academicos//Patrologia latina. Paris, 1841. T. 32. C. 905-958
  • Augustinus. De civitate Dei//Patrologia latina. Paris, 1845. T. 41. Col. 13-803.
  • Augustinus. De diversis quaestionibus octoginta tribus // Patrologia latina. Paris,1845. T. 40. Col. 11-100; рус. пер.: Августин, блаж. О восьмидесяти трех различных вопросах // Он же. Трактаты о различных вопросах: богословие, экзегетика, этика. М., 2005. С. 41-202.
  • Augustinus. De Genesi ad literam//Patrologia latina. Paris,1845. T.34.Col. 245-486
  • Augustinus. De magistro // Patrologia latina. Paris, 1841. T. 32. Col. 1193-1220;рус. пер.: Августин. Об учителе // Памятники средневековой латинской лите-ратуры IV-VII вв. / отв. ред. С. С. Аверинцев, М. Л. Гаспаров. М., 1998. С. 147-208
  • Augustinus. De Trinitate//Patrologia latina. Paris, 1845. T. 42. Col. 819-1098;рус. пер.: Августин, блаж. О Троице/пер. А. А. Тащиана. Краснодар, 2004
  • Augustinus. Retractationes//Patrologia latina. Paris, 1841. T. 32. Col. 583-656
  • Augustinus. Soliloquia//Patrologia latina. Paris, 1841. T. 32. Col. 869-904
  • Basilius Magnus. Adversus Eunomium // Basile de Césarée. Contre Eunome I-III // Sources chrétiennes. 299, 305 / ed. B. Sesboüé. Paris, 1982-1983
  • Basilius Magnus. Epistula//St. Basile. Letres: In 3 vol./ed. Y. Courtonne. Paris,1957
  • Basilius Magnus. Homiliae in hexaemeron // Basile de Césarée. Homelies surl’hexaemeron // Sources chrétiennes / ed. S. Giet. Paris, 1968. T. 26bis
  • Gregorius Nazianzenus. De theologia//Gregorius Nazianzenus. Orationestheologicae/Hrsg. H. J. Sieben. Freiburg, 1996
  • Gregorius Nyssenus. Contra Eunomium//Gregorii Nysseni Opera/ed. W. Jaeger,H. Langerbeck. Leiden, 1960. Vol. 1-2
  • Gregorius Nyssenus. De deitate Filii et Spiritus Sancti et in Abraham//GregoriiNysseni Opera/ed. E. Rhein et al. Leiden, 1996. Vol. 10 (2). P. 117-144
  • Eunomius. Liber apologeticus//Eunomius. Te Extant Works: Textand Translation/ed. R. P. Vaggione. Oxford: Clarendon Press, 1987
  • Eusebius. Praeparatio evangelica//Eusebius Werke/ed. K. Mras. Berlin, 1954-1956. Bd. 8. 1-2
  • Origenes. Contra Celsum//Sources chrétiennes/ed. M. Borret. Paris, 1976.T. 227
  • Plato. Phaedrus//Platonis opera/ed. J. Burnet. Oxford: Clarendon Press, 1901.Vol. 2. P. 227a-279c
  • Plato. Respublica//Platonis opera/ed. J. Burnet. Oxford: Clarendon Press, 1902.Vol. 4. P. 327a-621d
  • Plato. Cratilus//Platonis opera/ed. J. Burnet. Oxford: Clarendon Press, 1901.Vol. 1. P. 383-440
  • Socrates. Historia ecclesiastica//Socrates’ ecclesiastical history/ed. W. Bright.Oxford: Clarendon Press, 1893. P. 1-330
  • Аверинцев С. С. Смысл вероучения и формы культуры//Христианствои формы культуры сегодня. М., 1995. С. 33-47
  • Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе: Метафизика и разделениехристианского мира. М., 2012
  • Василий(Кривошеин), архиеп. Проблема познаваемости Бога: сущностьи энергия у святого Василия Великого//Он же. Богословские труды. НижнийНовгород, 2011. С. 527-535
  • Василий (Кривошеин), архиеп. Простота Божественной природы и разли-чия в Боге по св. Григорию Нисскому//Он же. Богословские труды. НижнийНовгород, 2011. С. 614-643
  • Диллон Дж. Средние платоники: 80 г. до н.э. -220 н.э. СПб., 2002
  • Карфикова Л. Имена и вещи согласно Григорию Нисскому и ЕвномиюКизическому//EINAI: Проблемы философии и теологии. СПб., 2012. № 1.С. 282-306
  • Каприев Г. Византийская философия: понятие, аксиоматика, рецеп-ция // Сайт Богослов.ру. URL: htp://www.bogoslov.ru/text/print/2686964.html (датаобновления 18.07.2012; дата обращения: 08.10.2015)
  • Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979
  • Марион Ж.-Л. Идол и дистанция//Символ. Париж; М., 2009. № 56
  • Морескини К. История патристической философии. М., 2011
  • Нестик Т. А. Понятие внутреннего слова в средневековой философиимышления (Августин и Фома Аквинский)//Знание и традиция в истории ми-ровой философии: Сборник статей. М., 2001. С. 81-100
  • Ницше Ф. Воля к власти. М., 2005
  • Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.; Харьков, 2001
  • Попов И. В. Личность и учение блаженного Августина//Он же. Трудыпо патрологии. Сергиев Посад, 2005. Т. 2
  • Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристи-ке. М., 2014
  • Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge University Press, 2010
  • Bradshaw D. Augustine the Metaphysician//Orthodox Readings of Augustine/ed.G. Demacopoulos, A. Papanikolaou. New York: Crestwood, 2008. P. 227-252
  • Cary Ph. Augustine’s Invention of the Inner Self: Te Legacy of a ChristianPlatonist. Oxford, 2000
  • Kirwan Ch. Augustine. London; New York, 1989
  • Kirwan Ch. Augustine’s Philosophy of Language//Te Cambridge Companion toAugustine/ed. Stump E., Kretzmann N. Cambridge University Press, 2001. P. 186-204
  • Madec G. Petites études augustiniennes. Paris, 1994
  • Nash R. Te Light of the Mind: St. Augustine’s Teory of Knowledge. Kentucky,1969
  • O’Daly G. Augustine’s Philosophy of Mind. Berkeley, Los Angeles, 1987
  • Radde-Gallwitz A. Basil of Caesarea, Gregory of Nyssa, and the Transformationof Divine Simplicity. Oxford University Press, 2009
  • Rist J. Augustine: Ancient Tought Baptized. Cambridge University Press, 1994
  • Schumacher L. Divine Illumination: Te History and Future of Augustine’sTeory of Knowledge. Chichester, 2011
  • Tollefsen T. T. Te Christocentric Cosmology of St Maximus the Confessor.Oxford University Press, 2008
  • Vaggione R. P. Eunomius of Cyzicus and Nicene Revolution. Oxford, 2000
  • Van Fleteren F. Plato, Platonism//Augustine through the Ages: An Encyclopedia/ed. Fitzgerald A. D. Michigan, 1999. P. 651-654
Еще
Статья научная