Противостояние обновленческих церковных группировок в Сибири (сентябрь-декабрь 1922 г.)

Автор: Кульпинов Сергей Сергеевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 4 (103), 2022 года.

Бесплатный доступ

В рамках статьи анализируется создание сибирской группы «Союза церковного возрождения», его предпосылки, а также период противостояния с сибирской «Живой церковью» и причины окончательного слияния обновленческих церковных группировок в Сибири в декабре 1922 г. Автором указывается, что первая ячейка «Союза церковного возрождения» возникла в Новониколаевске во второй половине сентября 1922 г. без участия в ней еп. Софрония (Арефьева), которого некоторые исследователи называли основателем сибирской группы «Союза». Однако именно еп. Софроний возглавил сибирский «Союз церковного возрождения», датой окончательного отделения которого от сибирской «Живой церкви» следует считать 4 октября 1922 г., когда в Новониколаевске было образовано Временное управление Сибирской митрополии. В исследовании предполагается, что причинами такого шага со стороны архиерея стали, во-первых, стремление к реальной власти над епархиальными структурами, во-вторых - неприятие идеи повсеместного распространения «семейного епископата», декларируемой сибирской «Живой церковью». Описываются условия противостояния двух церковных группировок в Сибири. В статье подчеркивается, что активной конфронтации не велось, поскольку изначально оформилось региональное разграничение группировок. В ноябре 1922 г. «Союзом церковного возрождения» была предпринята попытка полного прекращения конфронтации путем создания коллегиального органа, объединяющего представителей обеих церковных группировок, однако арест еп. Софрония (Арефьева) привел к тому, что этот проект оказался свернут, а сибирская группа «Союза» в декабре 1922 г. фактически была поглощена «Живой церковью», хотя часть членов Временного управления Сибирской митрополии сохранили важное положение в руководящих структурах сибирского обновленчества. Делается вывод о том, что «Союз церковного возрождения» не имел широкой поддержки в Сибири, вследствие чего активного противостояния его с «Живой церковью» в рамках региона не осуществлялось.

Еще

Обновленческий раскол, живая церковь, союз церковного возрождения, сибирское церковное управление, временное управление сибирской митрополии, митрополит петр федорович блинов, епископ софроний (арефьев), протоиерей в. а. ципкевич, протоиерей н. никольский, протоиерей в. н. флоренсов

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140296141

IDR: 140296141   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2022_4_310

Список литературы Противостояние обновленческих церковных группировок в Сибири (сентябрь-декабрь 1922 г.)

  • ГАИО — Государственный архив Иркутской области. Ф. 485. Оп. 2. Д. 25; Д. 27; Д. 28; Д. 29; Д. 31; Д. 43; Д. 139; Д. 228; Д. 232; Д. 252.
  • ГАКК — Государственный архив Красноярского края. Ф. 206. Оп. 1. Д. 12.
  • ГАНО — Государственный архив Новосибирской области. Ф. Р-1485. Оп. 1. Д. 15; Д. 20.
  • ГАТО — Государственный архив Томской области. Ф. Р-173. Оп. 1. Д. 493.
  • ИАОО — Исторический архив Омской области. Ф. Р-164. Оп. 1. Д. 6; Д. 20; Д. 21; Д. 22; Д.31.
  • Первые шаги (1922) — Первые шаги Томского церковного управления // Красное знамя. 1922. 10 июня.
  • По Красной Сибири (1922) — По Красной Сибири. Живая церковь // Красное знамя, 1922. 20 сентября.
  • Попов (2011) — Попов П., прот. Дневник настоятеля Иркутской Знаменской церкви (бывшего Иркутского женского Знаменского монастыря) священника Петра Попова. 23 апреля 1922 г. — 15 марта 1927 г. Иркутск, 2011.
  • Среди церковников (1922) — Среди церковников // Советская Сибирь. 1922. 13 октября.
  • Флеровский (1922) — Флеровский И. Союз возрождения церкви // Советская Сибирь. 1922. 14 октября.
  • Церковное (1922) — Церковное движение // Советская Сибирь. 1922. 26 ноября.
  • Церковное возрождение (1922) — Церковное возрождение // Власть труда. 1922. 24 сентября.
  • Бочкарев (1997) — Бочкарев В., прот. История обновленческого раскола в Русской Православной Церкви в Западной Сибири // Культурный, образовательный и духовный потенциал Сибири (середина Х1Х-ХХ вв.): Сб. научных трудов. Новосибирск, 1997. С. 118-129.
  • Зимина, Королева (2019) — Зимина Н.П., Королева Е.Д. Епископ Назарий (Андреев) в новейшей церковной истории (к вопросу о явлении конформизма в Русской Православной Церкви в 1920-е гг.) // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2019. Вып. 91. С. 105-132.
  • Краснов-Левитин, Шавров (1996) — Краснов-Левитин А. Э., Шавров В. М.. Очерки по истории русской церковной смуты. М., 1996.
  • Лавринов (2007) — Лавринов В., прот. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007.
  • Лавринов (2016) — Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016.
  • Лобанов (2019) — Лобанов В.В. «Обновленческий» раскол в Русской Православной Церкви (1922-1946). СПб., 2019.
  • Никулин (2011) — Никулин А.А. Обновленческий раскол в Западной Сибири в 19201930-х годах // Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2011. Вып. 2. С. 85-90.
  • Петров (2013) — Петров С.Г. Обновленческий церковный раскол в Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2013. № 4. С. 79-82.
Еще
Статья научная