Противоеретическое наставление летописной повести о крещении Владимира Святославовича

Бесплатный доступ

В дискуссии по вопросу летописного исповедания существуют две основные гипотезы: гипотеза случайного генезиса его «подобосущной» терминологии и гипотеза намеренного еретического (арианского или полуарианского) редактирования его источника - исповедания Михаила Синкелла Иерусалимского. Обе гипотезы отождествляют «подобосущную» терминологию славянского текста с известной ересью. Анализ же разночтений позволяет утверждать, что слово «подобосоущьнъ» славянские книжники использовали в значении «той же самой, такой же сущности». А характер и направленность внесенных летописцем содержательных изменений указывает на антитринитаристское понимание единой сущности Бога, где Ипостаси мыслятся как свойства и«образы» единого Бога, понимаемого им как Бог Отец. Летописец заменил «подобосущным» исповеданием основной текст прежнего исповедания - составной части противоеретического цикла, включавшего Никео-Цареградский символ веры. Одновременно он ввел в летопись антилатинскую статью. В то время греческие и славянские полемисты обвиняли латинян в связи с проблемой Filioque в антитринитаризме. Отмежевываясь от обычаев и обрядов Западной церкви, летописец в какой-то степени камуфлировал еретическую сущность собственного, по сути, антитринитарного исповедания.Ключевые слова: исповедание Михаила Синкелла, летописный символ веры, антитринитарные ереси, антилатинская полемика.

Еще

Исповедание михаила синкелла, летописный символ веры, антитринитарные ереси, антилатинская полемика

Короткий адрес: https://sciup.org/14118236

IDR: 14118236   |   DOI: 10.24411/2713-2021-2020-00033

Список литературы Противоеретическое наставление летописной повести о крещении Владимира Святославовича

  • Арранц М. 1988. Чин оглашения и крещения в Древней Руси. Символ 19, 69—101. Арранц М. 1993. О Крещении князя Владимира. В: Громова Е.Б., Куренная Н.М., Ритчик Ю.И. (ред.). Тысячелетие введения христианства на Руси. 988—1988. Москва: Институт славяноведения и балканистики РАН, 61—76. Арранц М. 2003. Избранные сочинения по литургике. Т. I. Таинства Византийского Евхология. Рим;
  • Москва: Папский Восточный Институт; Институт Философии, Теологии и Истории св. Фомы. Бармин А.В. 2006. Полемика и схизма. История греко-латинских споров IX—XII веков. Москва:
  • Институт философии, теологии и истории св. Фомы. Бармин А.В. 2014. «Сочинение против франков» в Mosq.gr.240 — памятник противолатинской полемики XI — начала XII вв.? ВВ 73(98), 296—308. Бенешевич В.Н. 1906. Древне-славянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. 1. Санкт-
  • Петербург: Типография Императорской Академии Наук. Бенешевич В.Н. 1987. Древнеславянская кормчая XIVтитулов без толкований. Т. 2. София: БАН. Буланин Д.М. 1991. Античные традиции в древнерусской литературе XI—XVI вв. München: Sagner. Верещагин Е.М. 1989. Был ли креститель Руси князь Владимир еретиком-арианином? Известия АН
  • СССР. Серия литературы и языка. Т. 48. № 1, 49—56. Верещагин Е.М. 1997. История возникновения древнего общеславянского литературного языка.
  • Переводческая деятельность Кирилла и Мефодия и их учеников. Москва: Мартис. Верещагин Е.М. 2017. «Либеллий» Михаила Синкелла и «ВЪра хрьстианьска» князя Владимира Великого: лингвистические наблюдения. В: Макаров Н.А., Назаренко А.В. (ред.). Русь эпохи Владимира Великого: государство, церковь, культура: Материалы Международной научной конференции в память тысячелетия кончины святого равноапостольного князя Владимира и мученического подвига святых князей Бориса и Глеба, Москва, 14-16 октября 2015 года. Москва; Вологда: Древности Севера, 84—129. Вилкул Т.Л. 2016. О хронографических источниках «Повести временных лет» и времени появления древнерусских хронографов. В: Беляев Д.Д, Гимон Т.В. (ред.). Древнейшие государство Восточной Европы. 2013 год. Зарождение историописания в обществах Древности и Средневековья. Москва: Университет Дмитрия Пожарского, 655—705. Гай-Нижник П.П., Батрак О.П. 2016. 1сторико-герменевтична штерпретащя понять «единосущнють» i «подiбносущнiсть» у ранньохристиянський перюд в контекст церковно-теолопчних догмапв
  • Символа Вiри ^зантшство — латинство — арiанство) (Ч. 1). В: Вашкевич В.М. (ред.). Плея: науковий в1сник, сб1рник накових праць. Вип. 106, 9—17.
  • Гай-Нижник П.П., Батрак О.П. 2016. 1сторико-герменевтична штерпретащя понять «единосущнють» i «подiбносущнiсть» у ранньохристиянський перюд в контекст церковно-теологiчних догматов Символа Вiри (вiзантiйство — латинство — арiанство) (Ч. 2). В: Вашкевич В.М. (ред.). Плея: науковий в1сник, сб1рник накових праць. Вип. 107, 23—29.
  • Гиппиус А.А. 2001. «Рекоша дружина Игореве...»: К лингвотекстологической стратификации Начальной летописи. Russian Linguistics 25.2, 147—181.
  • Гиппиус А.А. 2012a. К реконструкции древнейших этапов истории русского летописания. Древняя Русь и средневековая Европа: возникновение государств: материалы конференции. Москва: Институт Всеобщей истории РАН, 41—50.
  • Гиппиус А.А. 2012b. До и после Начального свода: ранняя летописная история Руси как объект текстологической реконструкции. В: Макаров Н.А. (ред.). Русь в IX—X веках: археологическая панорама. Москва; Вологда: Древности севера, 37—63.
  • Дмитриевский А. 1904. Ставленник. Руководство для священно-церковно-служителей и избранных в епископа, при их хиротониях, посвящениях и награждениях знаками духовных отличий, с подробным объяснением всех обрядов и молитвословий. Киев: Типография Императорского университета св. Владимира.
  • Жданов Р.В. 1939. Крещение Руси и Начальная летопись. Исторические записки 5, 3—30.
  • Заболотский П. 1901. К вопросу об иноземных письменных источниках «Начальной летописи». В: Смирнов А.И. (ред.). Русский филологический вестник. Т. XLV. № 1—2. Варшава: Типография Варшавского учебного округа, 1—31.
  • Иоанн Дамаскин, прп. 2009. Трактат о правомыслии (пер. с древнегреч. и примеч. А.Р. Фокина). Богословские труды 42, 8—14.
  • Карпов А.Ю. 2014. Исследования по истории домонгольской Руси. Москва: Квадрига.
  • Корогодина М.В. 2013. Принятие в православие в XIV—XV в.: письменная традиция и практика. Древняя Русь. Вопросы медиевистики 51, 98—107.
  • Кузьмин А.Г. 1988. Крещение Руси: концепции и проблемы. В: Окулов А.Ф. (ред.). «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков. Москва: Мысль, 3—56.
  • Макарий, еп. 1857. История Русской Церкви. Т. 1. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук.
  • Михеев С.М. 2011. Кто писал «Повесть временных лет»? Славяно-германские исследования 6.
  • Неселовский А. 1906. Чины хиротесий и хиротоний (опыт историко-археологического исследования). Каменец-Подольск: Типография С.П. Киржацкого.
  • Никольский Н.К. 1902. К вопросу об источниках летописного сказания о св. Владимире. Христианское чтение 7, 89—106.
  • Никольский Н.К. 1906. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений (X— XI вв.). Санкт-Петербург: Отделение русского языка и словесности Императорской академии наук.
  • Никольский Н.К. 1907. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. СОРЯС. Т. 82. № 4, 1—24.
  • Новикова О.Л. 2013. Изборник 1073 г. и «Ефремовский сборник о латынех». Очерки феодальной России 16, 51—152.
  • Павлов А.С. 1878. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. Санкт-Петербург: Типография Императорской Академии Наук.
  • Петров А.Е. 2003. «Написание о вере» Троицкого сборника конца XII — XIII века: исторические и текстологические особенности. В: Тантлевский И.Р. (ред.). Метафизические исследования. Вып. 16. Христианство. Санкт-Петербург: Алетейя, 163—176.
  • Петрухин В. 2006. Крещение Руси: от язычества к христианству. Москва: АСТ; Астрель.
  • Пичхадзе А.А. 2011. Переводческая деятельность в домонгольской Руси: лингвистический аспект. Москва: Рукописные памятники древней Руси.
  • Попов А. 1875. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян. Москва: Типография Т. Рис.
  • Попов К.М. 1896. Чин священного коронования: (Исторический очерк образования чина): [Чин коронования в Византии]. Богословский вестник. Т. 2. № 4, 59—72.
  • Попруженко М.Г. 1900. Синодик царя Бориса. Известия Русского археологического общества в Константинополе. Одесса: «Экономическая» типография.
  • Попруженко М.Г. 1928. Синодик царя Борила. Български старини. Кн. VIII. София: Державна печатница.
  • Потапов П.И. 1910. К вопросу о литературном составе летописи. Русский филологический вестник. Т. LXIII. № 1, 1—18.
  • Похилько Н.П. 2016. «Речь философа» в Повести временных лет: вопрос функции и адресата. МАИАСП 8, 408—454.
  • Похилько Н.П. 2019. «Изложение о православной вере» Михаила Синкелла в славянском переводе с «подобосущной» терминологией. Zeitschrift für Slavische Philologie 75.2, 297—346.
  • ПСРЛ 3: Насонов А.Н. (ред.). 1950. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. Москва; Ленинград: АН СССР.
  • Рапов О.М. 1998. Русская церковь в IX — первой трети XII в. Принятие христианства. Москва: Русская панорама.
  • Розов Н.Н. 1963. Синодальный список сочинений Илариона — русского писателя XI в. Slavia, casopis pro slovanskou filologii. Roc. XXXII. Ses. 2, 141—175.
  • Серафимов А. (Сергий, еп.). 1904. О правилах и чинопоследованиях принятия неправославных христиан в православную церковь. Астрахань: Типография В.Л. Егорова.
  • Софийский сборник 2013: Савельева Н.С. (ред.). 2013. Антология памятников литературы домонгольского периода в рукописи XV в. : Софийский сборник. Москва; Санкт-Петебург: Альянс-Архео.
  • Сухомлинов М.И. 1856. О древней русской летописи, как памятнике литературном. Ученые записки Второго отделения Академии наук III, 65—71.
  • Творогов О.В. 1974. Повесть временных лет и Хронограф по великому изложению. ТОДРЛ 28, 99— 113.
  • Шахматов А.А. 2001. Разыскания о русских летописях. Москва: Академический Проект; Жуковский: Кучково поле.
  • Щапов Я.Н. 1977. «Написание о правой вере» Михаила Синкелла в Изборнике 1073 г. и Древнеславянской кормчей Ефремовской редакции. В: Рыбаков Б.А. (ред.). Изборник Святославова 1073 г.: сборник статей. Москва: Наука, 332—341.
  • Чичуров И.С. 2007. Антилатинский трактат киевского митрополита Ефрема (ок. 1054/55—1061/62 гг.) в составе греческого канонического сборника Vat. Gr. 828. Вестник ПСТГУ I. Богословие. Философия. Религиоведение 3(19), 107—132.
  • Чумичева O.B. 2010. Иноверцы или еретики: понятие «жидовская мудрствующие» в полемическом контексте на Руси конца XI - начала XVI вв. Очерки феодальной России 14, 209—226.
  • Яцимирский А.И. 1898. Из славянских рукописей. Тексты и заметки. Москва: Университетская типография.
  • Cosmas Presbyter. 2006. Homily against the bogomils. Polata Knigopisnaia: An informational bulletin devoted to the study of early Slavic books, texts and literatures 33.
  • Müller L. 1971. Die Werke des Metropoliten Ilarion. Eingeleitet, übersetzt und erläutert von Ludolf Müller. Forum Slavicum 37, 57—129.
  • Popovski J., Thomson F.J., Veder W.R. 1988. The Troickij sbornik (Cod. Moskva, GBL, F. 304 (Troice-Sergieva Lavra) № 12): Text in transcription. Polata knigopisnaja: an Information Bulletin Devoted to the Study of Early Slavic Books, Texts and Literatures 21—22.
  • Thomson F.J. 1991. Les cinq traductions slavonnes du Libellus de fide orthodoxa de Michel le Syncelle et les mythes de l'arianisme de saint Méthode, apôtre des Slaves, ou d'Hilarion, métropolite de Russie, et de l'existence d'une Église arienne à Kiev. Revue des études slaves. Vol. LXIII. Fasc. 1, 19—54.
  • Veder W. 2017. At the Crossroads of Slavonic Compilations. Russian History 44, 298—313.
Еще
Статья научная