Пространственные ориентиры в профанном и сакральном мироустройстве у рыбаков и охотников Нижнего Приамурья

Бесплатный доступ

В природном окружении промысловика горы, реки, рощи выступают не только маркерами «своей земли», но и главными ориентирами на местности. До начала XX в. в статичной модели мира коренного амурского населения через планировку жилья, организацию поселения воспроизводились важные ориентиры, которые дублировались в мифопоэтическом, сакральном пространстве. В «таежно-речном» разделении жилого пространства проявился принцип бинарности и отразилась хозяйственная ориентация. В сакральной сфере природные ориентиры (право-лево, по сторонам света) приобрели символический окрас, выражали определенные аспекты человеческой деятельности. В земных реалиях центр, ось Вселенной воплотились в мировом, родовом древе, устье реки; «верх» был представлен многослойным небом, где живут покровители звезд и городов. Локусами сакрального мира в земной топографии стали свайные бревенчатые хозяйственные постройки в жилом пространстве как звенья иррационального мира, природные площадки, на которых совершались ритуальные действа. Все природное окружение было маркировано, разделено на участки с негативными или позитивными по отношению к человеку силами. С приходом советской власти последовало переформатирование бытового и священного пространства. Промышленные разработки, невостребованность охотничьего занятия девальвировали понятие «дорога» и привели к ослаблению практики распознания местности. С переоформлением сакральной зоны в символическое пространство ориентиры верх, низ, право, лево, запад, восток, север, юг также выпали из ритуально-обрядового поля.

Еще

Нижнее приамурье, рыбак, охотник, профанное и сакральное пространство, ориентация, дорога, тайга, река

Короткий адрес: https://sciup.org/147219811

IDR: 147219811   |   DOI: 10.25205/1818-7919-2017-16-7-167-177

Список литературы Пространственные ориентиры в профанном и сакральном мироустройстве у рыбаков и охотников Нижнего Приамурья

  • Аппадураи А. Ставя иерархию на место//ЭО. 2000. № 3. С. 8-14.
  • Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука, 1999. 350 c.
  • Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
  • Василевич Г. М. Древние представления эвенков и рисунки карт//Изв. ВГО. 1963. Т. 95. С. 306-320.
  • Головнев А. В. Антропология движения. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2009. 496 с.
  • Деревянко Е. И. Племена Приамурья: I тысячелетие н. э. Очерки этнической истории и культуры. Новосибирск: Наука, 1981. 336 с.
  • Деревянко Е. И. Древние жилища Приамурья. Новосибирск: Наука, 1991. 158 с.
  • Золотарев А. М. Родовой строй и религия ульчей. Хабаровск: Дальгиз, 1939. 205 с.
  • История и культура нанайцев. СПб.: Наука, 2003. 328 с.
  • Казакевич О. А. Селькупская дорога (пространственная ориентация в фольклоре северных селькупов)//Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. С. 322-329.
  • Калуцков В. Н. Основы этнокультурного ландшафтоведения. М.: Изд-во МГУ, 2000. 96 с.
  • Козьминский И. И. Отчет об исследовании материальной культуры и верования гаринских гольдов//Гарино-Амгунская экспедиция 1926 г. Л.: б. и., 1929. С. 25-48.
  • Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Вост. лит, 1985. 536 с.
  • Липский А. Вводная статья//Туземный съезд ДВО, 1-й (протоколы съезда). Хабаровск, 1925. С. 5-52.
  • Лич Э. Культура и коммуникация: логика взаимосвязи символов. К использованию структурного анализа в социальной антропологии. М.: Вост. лит., 2001. 142 с.
  • Лопатин И. А. Гольды амурские, уссурийские и сунгарийские. Владивосток: б. и., 1922. 371 с.
  • Мальцева О. В. Горинские нанайцы: система природопользования. Традиции и новации (XIX -начало XXI века). Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2009. 184 с.
  • Мальцева О. В. Таежная и водная стихии в сакральной практике рыболовов Амура//Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2016. Т. 15, № 7: Археология и этнография С. 178-187.
  • Мельникова Т. В. Путешествие в Маньчжурию на «Халико» (о поездках нанайцев и ульчей в Маньчжурию в конце XIX -начале XX века)//Дальний Восток России -северо-восток Китая: исторический опыт взаимодействия. Хабаровск: Дальнаука, 1988. С. 38-42.
  • Нанайский фольклор. Нингман, сиохор, тэлунгу/Сост. Н. Б. Киле. Новосибирск: Наука, 1996. 478 с. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока)
  • Оненко С. Н. Нанайско-русский словарь. М.: Русский язык, 1980. 552 с.
  • Переверзева (Мальцева) О. В. Мифопоэтическое пространство нанайцев долины реки Девятки в XIX-XX веках//Археология, этнография и антропология Евразии. 2005. № 1 (21). С. 97-111.
  • Подосинов А. В. Ex oriente lux! Ориентация по сторонам света в архаических культурах Евразии. М.: Языки русской культуры, 1999. 720 с.
  • Самар Е. Д. Под сенью родового древа. Хабаровск: Хабаровск. кн. изд-во, 2003. 211 с.
  • Сасаки C. Сантан Коэки -торговля народов Нижнего Амура и Сахалина в XVIII и XIX веках//Б. О. Пилсудский -исследователь народов Сахалина: Материалы междунар. науч. конф./Сахалинский обл. краеведческий музей. Южно-Сахалинск, 1992. С. 119-127.
  • Смоляк А. В. Этнические процессы у народов Нижнего Амура и Сахалина. М.: Наука, 1975. 232 с.
  • Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение. М.: Наука, 1991. 280 с.
  • Содномпилова М. В. Природные и культурные ориентиры жизненного пространства номадов Центральной Азии//Народы и культуры Сибири. Взаимодействие как фактор формирования и модернизации. Иркутск: Оттиск, 2003. Вып. 2. С. 112-128.
  • Тишков В. Культурный смысл пространства//ЭО. 2004. № 1. С. 14-31.
  • Топоров В. Н. О понятии места, его внутренних связях, его контексте (значение, смысл, этимология)//Язык культуры: семантика и грамматика. М.: Индрик, 2004. С. 12-107.
  • Шаньшина Е. В. Традиционные представления о происхождении земли и человека у тунгусоязычных народов юга Дальнего Востока: Автореф. дис. … канд. ист. наук. Владивосток, 1998. 28 с.
  • Шимкевич П. П. Материалы для изучения шаманства у гольдов. Хабаровск: Тип. канцелярии Приамурского генерал-губернатора, 1896. 133 с. (Зап.-Приамур. отд. Импер. Рус. Геогр. об-ва. Т. 2. Вып. 1)
  • Элиаде М. Священное и мирское/Пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.
Еще
Статья научная