Пропагандистская деятельность революционных организаций и новый образ национальной идентичности в Ирландии рубежа XIX-XX веков

Бесплатный доступ

Рассматривается взаимосвязь между пропагандистской деятельностью фенианских организаций и развитием Ирландского возрождения. Пропагандистская деятельность фенианских организаций привела к идеологизации художественной культуры и превратила ее в средство распространения нового образа национальной идентичности. Ирландское возрождение, возникшее под влиянием идеологии фенианизма, создало благоприятный идеологический фон для закрепления антиимперской культуры в массовом сознании.

Фенианизм, пропагандистская деятельность, ирландское возрождение, ирландский республиканизм, национальная идентичность

Короткий адрес: https://sciup.org/170175354

IDR: 170175354

Список литературы Пропагандистская деятельность революционных организаций и новый образ национальной идентичности в Ирландии рубежа XIX-XX веков

  • Edwards R.D., Pearse P. The Triumph of Failure. N.-Y.: Taplinger Publ. Co., 1978. 384 p.
  • Fennell D. The Revision of Irish Nationalism. Dublin: Open Air, 1989. 96 p.
  • Foster R.F. Modern Ireland 1600-1972. L.: Penguin Books, 1989. 690 p.
  • Garvin T. Nationalist Revolutionaries in Ireland, 1858-1928. Oxford: Clarendon Press, 1987. 181 p.
  • Gregory A. The Rising of the Moon//Seven Short Plays by Lady Gregory. N.-Y.; L.: G.P. Putnam’s Sons, 1909. p. 77-91.
  • Griffith A. The Resurrection of Hungary. Dublin: Wellan & Sons, 1918. 210 p.
  • Hobson B. Ireland Yesterday and Tomorrow. Tralee: Anvil Books. 1968. 247 p.
  • Hyde D. The Necessity of the De-Anglicising Ireland//The Revival of Irish Literature. L.: T. Fisher Unwin, 1894. p. 115-182.
  • Lyons F.S.L. Ireland since the Famine. L.: Fontana Press, 1985. 880 p.
  • Mathews P.J. Revival: The Abbey Theatre, Sinn Fein, the Gaelic League, and the Co-operative Movement. Cork: Cork Univ. Press, 2003. 208 p.
  • Milligan A. Life of Theobald Wolf Tone. Belfast: the Office of the “Shan Van Vocht”, 1898. 133 p.
  • Moran S.F. Patrick Pearse and the Politics of Redemption. Washington: The Catholic University of America Press, 1998. 233 p.
  • O’Sullivan T. D. Dunboy and other poems. Dublin: John F. Fowler, 1861. 186 p.
  • Pearse P.H. How Does She Stand//Collected Works: Political Writings and Speeches. Dublin: Mansel & Roberts Ltd., 1922. P. 53-87.
  • Pearse P. H. O’Donovan Rossa//Collected Works: Political Writings and Speeches. Dublin: Mansel & Roberts Ltd., 1922. P. 123-137.
  • Pearse P.H. Singer//Collected Works: Plays, Stories, Poems. Dublin: Mansel & Roberts Ltd., 1922. P. 1-45.
  • Pearse P.H. The Murder Machine//Collected Works: Political Writings and Speeches. Dublin: Mansel & Roberts Ltd., 1922. P. 3-50.
  • Revising the Rising/M.Ní Dhonnchadha and T. Dorgan. Derry: Field Day, 1991. 230 p.
  • Speeches from the Dock. The Manchester Tragedy. 23-rd ed./T.D. Sullivan, A.M. Sullivan, D.B. Sullivan. Dublin Providence, RI: Henry McElroy, Murphy and McCarthy, 1878. 438 p.
  • Thompson W.I. The Imagination of an Insurrection. N.-Y.: Oxford Univ. Press, 1967. 262 p.
  • Townshend Ch. Easter 1916. The Irish Rebellion. L.: Penguin Books, 2006. 442 p.
  • Whelan K. The Tree of Liberty: Radicalism, Catholicism, and the Construction of Irish Identity, 1760-1830. Cork: Cork Univ. Press, 1996. 235 p.
  • Yeats W.B. Emmet. The Apostle of Irish Liberty//Uncollected Prose by W.B. Yeats: in 2 vols. N.-Y.: Columbia Univ. Press, 1976. Vol. 2. P. 310-326.
  • Один из основателей объединения радикальной молодежи «Молодая Ирландия», порвавшего с политикой Д. О’Коннелла.
  • Перевод мой, здесь и далее (прим. автора).
  • «Молодая Ирландия» – это патриотическое объединение радикальной молодежи, сторонников Д. О’Коннелла, созданное Томасом Осборном Дэйвисом, Чарльзом Гэйвэном Даффи, Джоном Блэйком Диллоном и Уильямом Смитом О’Брайеном. Смерть Томаса Дэйвиса в 1845 г. ускорила разрыв «Молодой Ирландии» с Д. О’Коннеллом под влиянием идей культурного национализма Т. Дэйвиса и революционной риторики У. Смита О’Брайена. Оправдание революционного насилия в борьбе за национальную свободу в концепции «Молодой Ирландии» не сочеталось с конституционализмом Д. О’Коннелла, осуждавшего революционное насилие и резко критиковавшего «объединенных ирландцев», этой критики не могли ему простить в последующем сторонники революционизма.
  • Общественный деятель, лидер наиболее активной женской патриотической организации, входившей в Cumann na mBan, член ИРБ, друг У. Йетса, принимала активное участие в деятельности Ирландского литературного театра, созданного Йетсом, активный участник различных литературных и пропагандистских клубов ИРБ. Оказывала финансовую помощь Джеймсу Коннолли в издании газеты социалистов «Worker’s Republic», первый номер которой был продан на демонстрации в Дублине в разгар празднований юбилея 1798 г. по поводу закладки камня для памятника Уолфу Тону. За год до этого вместе с Йетсом и Дж. Коннолли Мод Гонн организовала демонстрацию протеста против празднования юбилея королевы Виктории в 1897 г. Устроив символические «похороны», демонстранты под похоронный марш ухитрились пронести по улицам Дублина гроб с надписью «Британская империя» и до того, как полиция успела ворваться в Сити-Холл, где находился их исполнительный комитет, сбросить «гроб» в реку.
  • Муж Мод Гонн и отец Шона МакБрайда. Не будучи членом организации волонтеров, присоединился к восставшим во время Пасхального восстания, сражался вместе с батальоном Томаса МакДонаха, выполнял функции его помощника на фабрике Джейкобса. Приговорен британским военно-полевым судом к расстрелу, расстрелян британцами в тюрьме Килмейнхэм 5 мая 1916 г. наряду с другими 14 участниками Пасхального восстания, расстрелянными в Дублине.
  • По иронии истории, легендарный герой цикла многочисленных саг ольстерского цикла, Кухулан, или Кухулин (ирл. Cú Chúlainn, пер. имени «Пёс Куланна»), в саге «Смерть Кухулана» идет на верную смерть, чтобы защищать в одиночку свободу Ольстера против всех его врагов, остальных королевств – частей Ирландии, собравшихся покорить Ольстер. Смертельно раненный врагами, он привязывает себя к камню, чтобы умереть стоя. Этот персонаж часто фигурирует в литературе и публицистике ирландского модерна той эпохи, в том числе и у Патрика Пирса. Впоследствии Кухулан превратился в патриотический архетип Пасхального восстания – статуя умирающего Кухулана в память о героическом самопожертвовании участников Пасхального восстания, расстрелянных британцами, стоит у окна в здании бывшей штаб-квартиры восставших, Дублинском Главпочтамте.
Еще
Статья научная