"Проекционное поле синтетической языковой личности" как категория (жизне)творческого пути художника слова

Автор: Иванов Д.И., Лакербай Д.Л.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 2 (65), 2023 года.

Бесплатный доступ

Целью статьи является введение в научный дискурс нового понятия, имеющего категориальное значение для понимания (жизне)творческого пути художника слова. Понятие «проекционное поле СЯЛ» создано в рамках авторского метадисциплинарного теоретического комплекса «когнитивная гуманитарная семиотика» (СТ (синтетический текст) - СЯЛ (синтетическая языковая личность) - КПП (когнитивно-прагматическая программа)). СЯЛ художника слова выстроена вокруг его КПП - ведущей стратегии автора-творца, фактически «основного закона» его пути. СТ, создаваемый СЯЛ, при этом может мыслиться двояко: в узком (уже вошедшем в научный оборот) смысле; в широком смысле как все пространство жизни и творчества художника слова, где ощутимо трансформационное воздействие его КПП, но где СТ не явлен определенно или вызывает трудности при определении. Это и есть «проекционное поле СЯЛ». Так, универсальность лермонтовской реакции на мир как краеугольное свойство личности приводит к варьированию и в жизни, и в творчестве одной и той же коллизии. Всё время продуцируется ведущий личностно-психологический эстетически оформленный код, для которого граница вербальной и невербальных зон не является абсолютной. Этот код имеет когнитивную природу, полигенетичен и полиморфен, оформлен в сфере литературного творчества, но реализуется везде. Мы не можем назвать весь «мир Лермонтова» четко определенным СТ - но мы отчетливо видим проекционное поле его СЯЛ, т.е. идущую из центра «матричную» кодировку этого мира через романтико-демонического субъекта. Проекционная направленность пушкинской СЯЛ совершенно иная: литература в тесном контакте с жизнью становится лабораторией жизненных вариантов, а СТ столь масштабен и «жизнеподобен», что не охватывается снаружи единым аналитическим взглядом. «Проекционное поле» пушкинской СЯЛ выступает как грандиозный «мимесис» «строителя чудотворного», пытающегося вместе со строящимся «литературным государством» многообразно проектировать и собственную судьбу - в лирике, драматургии, прозе, переписке, черновиках. Это одновременно «поэзия действительности» и многовариантный жизнетворческий эксперимент. Таким образом, исследуемое понятие показывает внутреннее системное единство гетерогенного и гетероморфного пространства жизни художника слова, на котором реализует себя его доминантная КПП.

Еще

Моделирование, когнитивно-прагматическая программа, когнитивно-прагматические установки, синтетический текст, синтетическая языковая личность, проекционное поле, жизнетворческий путь, пространство, текст судьбы

Короткий адрес: https://sciup.org/149143523

IDR: 149143523   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-2-30

Список литературы "Проекционное поле синтетической языковой личности" как категория (жизне)творческого пути художника слова

  • Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями // Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: в 14 т. Т. 8. Статьи. [М.]: Изд-во АН СССР, 1952. С. 213–418.
  • Грехнев В.А. Мир пушкинской лирики. Нижний Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. 462 с.
  • Дубин Б.В. Слово – письмо – литература: Очерки по социологии соврем. Культуры. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 412 с.
  • Иванов Д.И. Крест и рок: «синтетический текст» Константина Кинчева. Москва: Ларго, 2022. 494 с.
  • Иванов Д.И., Лакербай Д.Л. Между «сциллами» и «харибдами», или Попытка теории в эпоху исследовательских практик // Критика и семиотика. 2021. № 1. С. 193–219.
  • Иванов Д.И., Лакербай Д.Л. «Осень» А.С. Пушкина как программный когнитивно-прагматический опыт // Reosiahag. 2019. № 19 (Август). С. 255–286.
  • Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Издательство ЛКИ, 2010. 264 с.
  • Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений: в 4 т. Т. 4. Проза. Письма. Л.: Наука, 1981. 591 c.
  • Лотман Ю.М. Пушкин // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 6. М.: Наука, 1989. С. 321–338.
  • Лукьянова С.М. «Каменноостровский цикл» А.С. Пушкина: от картины к иконе // Феномен «последнего стихотворения»: теория и практика исследования. Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2022. С. 47–57.
  • Магомедова Д.М. «Я один… и разбитое зеркало…»: литературные маски Сергея Есенина (статья первая) // Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 66–77.
  • Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. Стихотворения, 1827–1836. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1977. 495 с.
  • Якобсон Р.О. Статуя в поэтической мифологии Пушкина // Якобсон Р. Работы по поэтике: Переводы. М.: Прогресс, 1987. С. 145–180.
Еще
Статья научная