Проблемы взаимодействия литературы и других искусств в контексте интермедиальности (опыт кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского университета)

Автор: Бочкарева Нина Станиславна, Новокрещенных Ирина Александровна

Журнал: Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология @vestnik-psu-philology

Рубрика: К 100-летию университета

Статья в выпуске: 2 т.9, 2017 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме взаимодействия литературы и других искусств в контексте интермедиальности. Обобщается опыт исследований кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского университета, в этом аспекте обозначаются два этапа в становлении научной школы. В 1990-х гг. в Пермском университете на разных кафедрах наметилось несколько литературоведческих направлений, представляющих разные подходы к изучению проблем взаимодействия искусств: «типологические подобия» литературы и живописи (Н. В. Гашева); литература и искусство в символическом пространстве культуры (В. В. Абашев); образы произведений визуальных искусств в литературе, или экфрасис (Н. С. Бочкарева), как «вербальное изображение визуального изображения» (Дж. Хеффернан) и «воспроизведение одного искусства средствами другого» (Л. Геллер). В настоящее время на кафедре мировой литературы и культуры ведется работа над проблемами исследования интермедиальных техник с позиций исторической поэтики с учетом их функций в художественном целом произведения. Результаты исследований отражены в научных проектах, диссертациях, докладах на ежегодных Международных конференциях «Иностранные языки и литературы в контексте культуры» (2009-2017), статьях научного журнала «Мировая литература в контексте культуры» и др. Проблематика интермедиальных исследований пермских ученых сегодня сосредоточена на таких дискуссионных аспектах, как архитектурный и музыкальный экфрасис, фотоэкфрасис и кинопоэтика, транспозиция экфрасиса из литературы в кинематограф и др. Изучается «роман о картине» и экфрастический роман на материале разных национальных литератур (английской, испанской и др.). В результате интермедиального анализа немецкой поэзии и музыки было обнаружено, что перевод на другой национальный язык влияет на характер исполнения музыкально-поэтического произведения. При кафедре мировой литературы и культуры создана Лаборатория сравнительно-исторических исследований и культурных инноваций, на базе которой собирается библиотека интермедиальных исследований и материалов.

Еще

Взаимодействие литературы и других искусств, интермедиальность, экфра-сис, кафедра мировой литературы и культуры, пермский государственный национальный исследовательский университет

Короткий адрес: https://sciup.org/14729504

IDR: 14729504   |   DOI: 10.17072/2037-6681-2017-2-117-130

Список литературы Проблемы взаимодействия литературы и других искусств в контексте интермедиальности (опыт кафедры мировой литературы и культуры Пермского государственного национального исследовательского университета)

  • Абашев В. В. Девушка с коробкой в сумерках Тифлиса: о роли киноцитаты в стихотворении Пастернака//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2013. Вып. 1(21). С. 120-129
  • Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе ХХ века. Пермь, 2000. 404 с
  • Абашев В. В. Танец как универсалия культуры серебряного века//Время Дягилева. Универсалии серебряного века. Третьи Дягилевские чтения. Вып. 1. Пермь, 1993. С. 7-19
  • Абашева М. П., Чащинов Е. Н. Экфрасис в романе А.Королева «Эфрон»//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2015. Вып. 4(32). С. 89-97. doi 10.17072/2037-6681-2015-4-89-97
  • Антонова К. Н. Художественный мир прозы Д. Г. Лоренса 1910-х годов: интермедиальный аспект: дис.... канд. филол. наук. СПб., 2011. 174 с
  • Баландин С. В., Бочкарева Н. С. Поэма Эндрю Марвелла «Эпплтон-хауз» в англоязычном литературоведении//Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур: сб. материалов студ. конф. Пермь, 2016. С. 351-358
  • Блинова М. Ю. Древнегреческий и древнеримский архитектурный экфрасис как коммуникативный акт//Вюник ХДАДМ. 2010. № 5. С. 6-11
  • Борисова И. Е. Интермедиальный аспект взаимодействия музыки и литературы в русском романтизме: дис.. канд. культурологии. СПб., 2000. 251 с
  • Борисова И. Перевод и граница: Перспективы интермедиальности//Toronto Slavic Quarterly. 2007. URL: http://www.utoronto.ca/tsq/07/borisova 07.shtml (дата обращения: 12.09.2015)
  • Бочкарева Н. С. Жанровое своеобразие эссе А. С. Байетт «Портреты в литературе»//Мировая литература в контексте культуры. 2016. Вып. 5(11). С. 212-219
  • Бочкарева Н. С. Образы произведений визуальных искусств в литературе (на материале художественной прозы первой половины XIX века): дис.. канд. филол. наук. М., 1996. 155 с
  • Бочкарева Н. С. Роман о художнике как «роман творения» в литературах Западной Европы и США конца VIII-XIX вв.: генезис и поэтика: дис.... д-ра филол. наук. М., 2001. 390 с
  • Бочкарева Н. С. Типология «романа о картине» в современной английской литературе//Жанр и его метаморфозы в литературах России и Англии. Владимир: Владимирский гос. гуманит. ун-т, 2010. С. 87-91
  • Бочкарева Н. С. Экфрастический дискурс в романе Дж. Барнса «Метроленд» и в одноименной экранизации Ф. Сэвилла//Проблемы национального глазами Старого и Нового Света: сб. ст.: в 2 ч. Ч. 2/под ред. Ю. В. Стулова. Минск: МГЛУ, 2015. С. 146-151
  • Бочкарева Н. С., Графова О. И. Экфрасис и экспозиция: музей в прологе (на материале романов А. С. Байетт и других произведений//Мировая литература в контексте культуры. 2013. Вып. 2(8). С. 174-179
  • Бочкарева Н. С., Загороднева К. В. Современная литература и изобразительное искусство: учеб. пособие/Перм. гос. ин-т культуры. Пермь, 2016. 100 с
  • Бочкарева Н. С., Майшева К. А. Функции фотографии в романе Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»//Вестник Томского университета. Филология. 2017. В печати
  • Бочкарева Н. С., Пешкова М. А. Киноэкфрасис в новелле Лиона Фейхтвангера «Броненосец "Потемкин"»//Практики и интерпретации. 2016. Т. 2(2). С. 87-98
  • Бочкарева Н. С., Табункина И. А., Загороднева К. В. Мировая литература и другие виды искусства: экфрастическая поэзия. Пермь, 2012. 90 с
  • Бочкарева Н. С., Табункина И. А., Загороднева К. В. Эстетические взаимодействия в литературе и культуре: экфрастическая поэзия XIX века : учеб. пособие/Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. 1 CD-ROM. Загл. с этикетки диска
  • Бочкарева Н. С. и др. Языки региональной культуры: пермская художественная книга/Н. С. Бочкарева, И. А. Табункина, Н. В. Казаринова, Б. М. Проскурнин, Е. А. Князева, К. В. Загороднева, Д. С. Туляков, И. И. Гасумова, Е. О. Пономаренко, А. Х. Мухаметзянова, А. А. Шевчен­ко, А. А. Сидякина, Ю. Н. Баяндина; под общ. ред. Н.С. Бочкаревой; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2011. 200 с.
  • Брагинская Н. В. Экфрасис как тип текста (К проблеме структурной классификации)//Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточно-славянские параллели. Структура текста. М.: Наука, 1977. С. 259-283
  • Брузгене Р. Литература и музыка: о классификациях взаимодействия//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6. С. 93-99
  • Бурдин И. В. Жанр «роман о картине» в современной литературе: «Фламандская доска» А. Переса-Реверте и «Белая голубка Кордовы» Д. Рубиной//Гуманитарный трактат. 2007. № 7. С. 21-25
  • Викторова Л. Ю., Бочкарева Н. С. Легенда о мертвом солдате» Б. Брехта и ее переводы на русский язык: музыкальный аспект//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 4(36). С. 117-125. doi 10.17072/2037-6681-2016-4-117-125
  • Виншель А. В. Музыка и музыкант в немецкой литературе рубежа XX-XXI веков (П. Зюскинд «Контрабас», Х.-Й. Ортайль «Ночь Дон Жуана», Х.-У. Трайхель «Тристан-аккорд»): дис.... канд. филол. наук. Тамбов, 2015. 186 с
  • Владимирова Н. Г. Поэтика и семиотика храма в романе Голдинга «Шпиль»//Владимирова Н. Г. Условность, созидающая мир. Поэтика условных форм в современном романе Великобритании. Великий Новгород, 2001. С. 229-240
  • Гашева Н. В., Гашева Н. Н., Белозерова Е. Ю., Плюснина Г. Н. Литература и живопись (опыт изучения взаимодействия искусств). Пермь, 1990. 80 с
  • Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе//Экфрасис в русской литературе: труды Лозаннского симпозиума/под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. С. 5-22
  • Гилева И., Бочкарева Н. С. Образ замка в романах Хораса Уолпола «Замок Отранто» и Анны Радклифф «Удольфские тайны»//Проблемы метода и поэтики в мировой литературе. Пермь, 2005. С. 12-17
  • Дарененкова В. С. Символика цвета в «Маленькой черной книге рассказов» А. С. Байетт: дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2012. 185 с
  • Двойная экспозиция: фотодрамы/сост. и ред. С. П. Лавлинский, В. Я. Малкина. М.: РГГУ, 2016. 145 с
  • Дементьев К. А., Проскурнин Б. М. Кинопоэтика «Рождения нации» Д. У. Гриффита в романе Д. Дос Пассоса «Три солдата»//Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2016. С. 296-301
  • Дмитриева Н. А. Изображение и слово. М.: Искусство, 1962. 316 с
  • Джумайло О. А. Новые книги об экфрасисе//Практики и интерпретации: журнал филологических, образовательных и культурных исследований. 2016. Т. 1, вып. 1. С. 225-234
  • Загороднева К. В. Жанр эссе об искусстве в английской литературе второй половины XIX века: дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2010. 231 с
  • Зюбина Е. А. Искусство и художник в прозе Артура Шницлера: дис.. канд. филол. наук. Саратов, 2015. 313 с
  • Кассен Б. Эффект софистики/пер. с фр. Л. Россиуса. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 240 с
  • Клинг О. Топоэкфрасис: место действия как герой литературного произведения (возможности термина)//Экфрасис в русской литературе: труды лозаннского симпозиума/под ред. Л. Геллера. М.: МИК, 2002. С. 97-110
  • Коврижина Я. С. Проза Вирджинии Вулф: интермедиальный аспект: дис.. канд. филол. наук. СПб., 2016. 219 с
  • Лейтес Н. С. Немецкий роман 1918-1945 годов (эволюция жанра). Пермь, 1975. 325 с
  • Лейтес Н. С. Черты поэтики немецкой литературы нового времени. Пермь, 1980. 91 с
  • Липчанская И. В. Образ Лондона в творчестве Питера Акройда: дис.. канд. филол. наук. Саратов, 2014. 184 с
  • Литература и живопись: сб. ст. Л.: Наука, 1982. 288 с
  • Любимова А. Ф. Проблема героя в романе Р.Киплинга «Свет погас»//Проблемы метода, жанра и стиля в прогрессивной литературе Запада XIX-XX вв. Пермь, 1976. С. 131-141
  • Любимова А. Ф. Художник и общество в рассказах Л. Н. Толстого «Люцерн» и Р. Л. Стивенсона «Провидение и гитара»//Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе XIX-XX вв. Пермь, 1988. С. 72-77
  • Махов А. Е. Musica Literaria: Идея словесной музыки в европейской поэтике. М.: Intrada, 2005. 224 с
  • Мейлах Б. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества//Вопросы литературы. 1964. № 3. С. 3-16
  • Пикулева И. А. Проблема синтеза в литературном наследии Обри Бердсли: дис.. канд. филол. наук. Иваново, 2008. 254 с
  • Порядина А. А., Бочкарева Н. С. Религия в зеркале архитектурного экфрасиса поэмы Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда»//Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2016. С. 318-323
  • Проломова Л., Бочкарева Н. С. Функции архитектурного экфрасиса в романе Мэтью Грегори Льюиса «Монах»//Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2008. С. 173-179
  • Проскурнин Б. М. Изучение мировой литературы в Пермском государственном университете: исторический взгляд в будущее//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2016. Вып. 4(36). С. 156-165. doi 10.17072/2037-6681-2016-4-156-165
  • Пучков А. А. Поэтика античной архитектуры. Киев: Феникс, 2008. 992 с
  • Санникова О. В., Бочкарева Н. С. Архитектурный экфрасис в «Элегии на Ньюстедское Аббатство» Дж. Г. Байрона//Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2017. В печати
  • Снытникова Д. И., Бочкарева Н. С. Архитектурный экфрасис в балладе А.Шамиссо «Исчезнувший замок»//Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2015. С. 295-301
  • Струкова А. А., Бочкарева Н. С. Архитектурный экфрасис в романе Ф. Кафки «Замок»//Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2015. С. 311-316
  • Струкова А. А., Бочкарева Н. С. Функции архитектуры в романе Айн Рэнд «Источник»//Мировая литература в контексте культуры. 2016. Вып 5(11). С. 260-265
  • Струкова А. А., Бочкарева Н. С. Экфрасис замка в стихотворении И.В.Гете «Горный замок» и А.Шамиссо «Замок Бонкур»//Актуальные проблемы изучения иностранных языков и литератур. Пермь, 2014. С. 59-62
  • Судленкова О. А. Английская поэзия романтизма и современная проза. Минск: МГЛУ, 2015. 152 с
  • Тишунина Н. В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: опыт интермедиального анализа. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. 159 с
  • Туляков Д. С. Взаимодействие вербального и визуального в авангардной драме первой половины 1910-х годов (на материале сценической композиции В. Кандинского «Желтый звук», оперы А. Крученых «Победа над солнцем» и пьесы У. Льюиса «Враг звезд»): дис.. канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013. 231 c
  • Тюрина И. О. Великое пророчество: Философская концепция Маршалла Маклюэна//Маклюэн М. Галактика Гутенберга: Становление человека печатающего»/пер. с англ. И. О. Тюриной. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005. С. 5-18
  • Фоминых Т. Н., Постнова Е. А. Образ Италии в повести В. А. Каверина «Косой дождь»//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2011. Вып. 4(16). С. 165-174.
  • Фрейберг Л. А. Византийская поэзия IV-X вв. и античные традиции//Византийская литература/под ред. С. С. Аверинцева. М.: Наука, 1974. С. 24-76
  • Фрейденберг О. М. Образ и понятие. II. Метафора//Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М.: Наука, 1978. С. 180-205
  • Фэвр-Дюпэрг А. Пастернаковская «Баллада» 1916 года: импровизация в поисках подходящей формы//Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. 2012. Вып. 1(17). С. 180-193
  • Ханжина Е. П. Сонет о произведении визуальных искусств в романтической поэзии США//Проблемы метода и поэтики в зарубежной литературе XIX-XX вв. Пермь, 1995. С. 69-75
  • Ханжина Е. П. Романтическая поэзия США: жанры, поэтика, стиль. Пермь: Изд-во Перм. унта, 1998. 196 с
  • Чагина А. П. Поэтика кино в романе Мануэля Пуига «Поцелуй женщины-паука»//Мировая литература в контексте культуры. 2017. Вып. 6(12). В печати
  • Чуканцова В. О. Проблема интермедиальности в повествовательной прозе Оскара Уайльда: дис.... канд. филол. наук. СПб., 2010. 199 с
  • Шалагинова А., Бочкарева Н. С. Функция архитектурного экфрасиса в новелле Э. Т. А. Гофмана «Церковь иезуитов в Г.»//Мировая литература в контексте культуры. Пермь, 2008. С.196-197
  • Экфрастические жанры в классической и современной литературе/Н. С. Бочкарева, К. В. За-городнева, Е. О. Пономаренко, А. Г. Рогова, И. А. Табункина, Д. С. Туляков, И. И. Тулякова; под общ. ред. Н. С. Бочкаревой. Пермь, 2014. 204 с
  • Яшенькина Р. Ф. Тема искусства в романе Т. Манна «Доктор Фаустус»//Ученые записки Пермского университета. 1962. Т. 23, вып. 2. С. 84-101
  • Heffernan J. A. W. Museum of Words: The Poetics of Ekphrasis from Homer to Ashbery. Chicago; L.: University Chicago Press, 2004. 249 p
  • Ozpek B.B. Ayn Rand, Objectivism and Architecture: A Thesis. Middle East Technical University, 2006. 115 p
  • Rippl G. Introduction//Handbook of Intermedi-ality. Literature -Image -Sound -Music/ed. by G. Rippl. Berlin; Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2015. P. 1-34
  • Straub J. Nineteenth-century Literature and Photography//Handbook of Intermediality. Literature -Image -Sound -Music/ed. by G. Rippl. Berlin; Boston: Walter de Gruyter GmbH, 2015. P. 156-172
  • Webb R. Ekphrasis Ancient and Modern: the Invention of a Genre//Word & Image. 1999. 15: 1. P. 7-18
Еще
Статья научная