Проблема барокко и методологический кризис в литературоведении ХХ века (стенограмма заседания филолого-методологического семинара «Третье литературоведение»)

Автор: Камильянова Ю.М., Орехов Б.В.

Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv

Рубрика: Рецензия

Статья в выпуске: 3 (11), 2010 года.

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/170175238

ID: 170175238

Список литературы Проблема барокко и методологический кризис в литературоведении ХХ века (стенограмма заседания филолого-методологического семинара «Третье литературоведение»)

  • Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи//Михайлов А.В. Языки культуры: учеб. пособие по культурологии. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 112.
  • Ортега-и-Гассет Х. Воля к барокко//Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С. 152.
  • Британишский В. Поэзия, воскрешенная профессорами//Вопр. лит. 1970. № 5. C. 171-184.
  • Garber Klaus. Europдisches Barock und deutsche Literatur des 17. Jahrhunderts. Zur Epochen-Problematik in der internationalen Diskussion//Europдische Barock-Rezeption. Hrsg. von K. Garber. Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1991. S. 9. (Курсив во всех цитатах, если не оговорено иное, мой. -С.Ш.)
  • Ebenda.
  • Ср.: «... historischen Analysen stellt sich kьnftig nicht mehr die Frage, auf welche Weise die Kontinuitдten sich haben errichten kцnnen, auf welche Weise ein und derselbe Entwurf sich hat erhalten und fьr so viele verschiedene Geister zeitlich nacheinander einen einheitlichen Horizont hat bilden kцnnen, welche Aktionsart und welche Unterstьtzung das Spiel der Ьbertragungen, der Wiederaufnahmen, des Vergessens und der Wiederholungen impliziert, wie der Ursprung seine Herrschaft durchaus ьber sich selbst hinaus und bis zu jenem AbschluЯ, der nie gegeben ist, ausdehnen kann; das Problem betrifft nicht mehr die Tradition und Spur, sondern den Ausschnitt und die Grenze; es ist nicht mehr das Problem der sich perpetuierenden Grundlage, sondern das der Transformationen, die als Fundierung und Erneuerung der Fundierung gelten.» - Foucault Michel. Archдologie des Wissens. Ьbers. von U. Kцppen. Frankfurt a. M.: Suhrkamp, 1973. S. 12. - Zit. nach: Scholz Bernhard F. Zur Bedeutung von Michel Foucaults These eines epistemischen Bruchs im 17. Jahrhundert fьr die Barockforschung // Europдische Barock-Rezeption. S. 169.
  • Wцlfflin Heinrich. Renaissance und Barock. Mьnchen, 1888; Ders.: Kunstgeschichtliche Grundbegriffe. Das Problem der Stillentwicklung in der neueren Kunst. Mьnchen, 1915.
  • В качестве одного из примеров восприятия и усвоения барочного идейно-художественного наследия можно указать на призыв Ангелуса Силезиуса: «Человек, стань сущностен!», ставший, по признанию И.Р. Бехера, одной из «правд» поколения экспрессионистов (см.: Becher Johannes R. Von der GrцЯe unserer Literatur. Reden und Aufsдtze. Leipzig, 1971. S. 11). Поэт-коммунист и позже считал поэта-мистика «наисовременнейшим» («allermodernst». - Becher, J. R. Gesammelte Werke. Bd. 13. Berlin und Weimar: Aufbau-Verlag, 1972. S. 237) и, естественно, поместил двустишие в изданную им антологию барочной поэзии: «Mensch, werde wesentlich: denn wenn die Welt vergeht, / So fдllt der Zufall weg, das Wesen, das besteht» (Trдnen des Vaterlandes. Deutsche Dichtung aus dem 16. und 17. Jahrhundert. Eine Auswahl von J. R. Becher. Berlin, 1954. S. 230). В непосредственном поэтическом переживании рецепцию того же места можно наблюдать в стихотворении Эрнста Штадлера «Речение» («Der Spruch»), вошедшем в знаменитый сборник «Сумерки человечества»: In einem alten Buche stieЯ ich auf ein Wort, Das traf mich wie ein Schlag und brennt durch meine Tage fort: Und wenn ich mich an trьbe Lust vergebe, Schein, Lug und Spiel zu mir anstatt des Wesens hebe, ... Der Welt entfremdet, fremd dem tiefsten Ich, Dann steht das Wort mir auf: Mensch werde wesentlich! (Menschheitsdдmmerung. Ein Dokument des Expressionismus. Leipzig, Verl. Philipp Reclam jun., 1972. S. 215.)
  • Особенно ярко это отношение проступает в учебниках. Ср. некогда печально знаменитое, но, впрочем, и сейчас еще читаемое студентами в учебнике, из употребления окончательно не вышедшем и доносящем до нашего времени полемический тон советского «партийно-классового» литературоведения: «Барокко - болезненное дитя, рожденное от урода отца и красавицы матери», - и далее от издания к изданию лишь слегка переименуются «родители»: вместо «гуманистической» - «гедонистическая» античность, вместо «мрачной загробной тени средневекового мракобесия» - уже вполне посюсторонняя, но все же «мрачная тень средневекового аскетизма» (см.: Артамонов С.Д., Самарин Р.М. История зарубежной литературы XVII века. М.: Учпедгиз, 1958. С. 8-9; Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII-XVIII вв. 2-е изд., дораб. М.: Просвещение, 1988. С. 20). В издании времен ранней оттепели еще вполне ощутима стилистика известных постановлений ЦК ВКП(б): «все ущербное, идейно надломленное, лишенное волевой цельности связано с барокко», чем и обусловлено «наше критическое отношение к идейным позициям художников барокко», хотя уже «нельзя, однако, объявить барокко антихудожественным явлением», признаются его «бесспорные художественные ценности» (1958, с. 8). Тридцать лет спустя одиозная формулировка смягчается, но логика все та же: «при всем критическом отношении к идейным позициям художников барокко нельзя отрицать того бесспорного факта, что они создали произведения огромной художественной ценности» (1988, с. 21).
  • Артамонов С.Д., Самарин Р.М. История зарубежной литературы XVII века. М., 1958. С. 9. Эта оговорка, помещенная в специальную сноску, в позднейших переизданиях учебника была С.Д. Артамоновым опущена. Но во втором издании учебника (1963) она еще повторена слово в слово на той же странице: термин «ренессансный реализм» все еще оставался непривычен.
  • Михайлов А.В. Языки культуры. Михайлов А.В. Обратный перевод. М.: Языки русской культуры, 2000. Михайлов А. Время и безвременье в поэзии немецкого барокко//Рембрандт. Художественная культура Западной Европы XVII в. М., 1970. С. 195-220.
  • Михайлов А.В. Языки культуры. С. 114-115.
  • Михайлов А.В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи//Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994. С. 384.
  • Михайлов А.В. Языки культуры. С. 168.
  • Чернов И.А. Из лекций по теоретическому литературоведению. С. 163.
  • Аверинцев С.С., Андреев М.Л., Гаспаров М.Л., Гринцер П.А., Михайлов А.В. Категории поэтики в смене литературных эпох//Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. С. 34.
  • Толмачев В.М. От романтизма к романтизму: Американский роман 1920 годов и проблема романтической культуры. М., 1997. С. 5-93.
  • Barzun J. Classic, Romantic and Modern. Chicago, 1975. P.103.
  • Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.
  • Кравцова М.Е. Хрестоматия по литературе Китая. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 202.
Еще
Другой