Проблема авторизированного текста в рэп-поэзии. Речь и письмо

Автор: Немцев Н.Д.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Теория литературы

Статья в выпуске: 4 (67), 2023 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена особенностям аудиального и графического бытования рэп-текстов, существующих в логике Дерридианской оппозиции «речи» и «письма». На основе трех авторизированных текстов (два опубликованы печатно и один в интернете) проводится анализ рифмы, фонетического и ритмического уровней. Особенный акцент делается на панторифме (А.А. Дивеева), элементах метареференции (А.А. Рыжков, С.В. Ткачук) и редукции гласных. В статье поднимается вопрос актуальности понятия «авторизированный текст», поскольку текст рэп-поэзии не существует независимо от перформатива (музыкально или в формате мелодекламации), и потому несущие конструкции в нем оказываются ослаблены. Наиболее ярко это выражается в ритмической организации: проследить определенный размер в рэп-текстах зачастую не представляется возможным, есть явное тяготение к тонике с различным количеством слогов между ударными; также, в силу однонаправленного - не визуального - хронотопа течения рэп-текста, крайне проблематичным представляется понятие «строки»: дробление строк не обосновано ни рифмой (часто внутристрочной), ни размером, но вне-текстуальным аспектом дыхания, что показано на примере анализа текста Овсянкина. В целом, рэп-текст не претендует на самодостаточность, но действует более в логике сценария постановки, поддерживаемой вне-текстуальными средствами (тяготение к трансгрессии присуще рэпу и на семантическом уровне). В силу этого методологическое затруднение представляет вопрос «с каким именно текстом работать?». В статье предлагается отступить от концепции авторизованного текста (продемонстрировано, насколько необязательными оказываются именно авторские тексты) в пользу проверенных фанатских расшифровок, которые часто оказываются более релевантны аудиально-му облику рэп-текста и потому более пригодны для анализа. Кроме того, предлагаются базовые принципы записи рэп-текстов в строку с указанием источника.

Еще

Рэп-поэзия, мелодекламация, панторифма, редукция гласных

Короткий адрес: https://sciup.org/149144361

IDR: 149144361   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-4-28

Список литературы Проблема авторизированного текста в рэп-поэзии. Речь и письмо

  • Бабангида. Тень [Расшифровка]. URL: https://genius.com/Babangida-shadow-lyrics (дата обращения: 11.09.2023).
  • Гаспаров МЛ. Метр и смысл. М.: Фортуна ЭЛ, 2012. 416 с.
  • Грудева Е.В., Дивеева А.А. Лингвистические и экстралингвистические аспекты изучения современных русскоязычных рэп-текстов // Научный диалог. 2021. № 9. С. 74-97.
  • Деррида Ж. Голос и феномен и другие работы по теории знака Гуссерля. СПб.: Алетейя, 1999. 208 с.
  • Дивеева А.А. Русский рэп-текст: структура, семантика, прагматика: дис. ... к. филол. н.: 10.02.01. Череповец, 2022. 264 с.
  • Дрок В.В. Проблема повествователя в русском рэпе. М.; Берлин: Директ-Ме-диа, 2020. 100 с.
  • Завалишин А.Ю., Костюрина Н.Ю. Русская рэп-культура: специфика научного анализа // Журнал интегративных исследований культуры. 2020. Т. 2. № 1. С. 60-68.
  • Замай Андрей, Слава КПСС. Логика Антихайпа [Авторский]. [Б. м.]: Ил-music, 2021. 305 с.
  • (а) Замай Андрей, Слава КПСС. Титаник [Расшифровка]. URL: https:// genius.com/And-zamay-and-slava-kpss-titanic-lyrics (дата обращения: 11.09.2023).
  • (b) Замай Андрей, Слава КПСС. Тамагочи [Расшифровка]. URL: https:// genius.com/And-zamay-and-slava-kpss-tamagotchi-lyrics (дата обращения: 11.09.2023)
  • Исаев И.И., Корчинский А.В. Фонетика русского рэпа: об одной лингвистической и художественной тенденции // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сборник научных трудов. Спецвыпуск. Рэп: филологический ракурс. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 16-21.
  • Карпов Д.Л. Русский рэп и литературная традиция (versus/версия) // Русская рок-поэзия: текст и контекст: сборник научных трудов. Спецвыпуск. Рэп: филологический ракурс. Екатеринбург; Тверь: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 4-15.
  • Овсянкин. Тебе стыдно; Вебкам модель [Авторский] // Мементо мори (2017). URL: https://vk.com/music/playlist/-17014711_83212946 (дата обращения: 11.09.2023).
  • Рыжков А.А., Ткачук С.В. Металитературность русского рэпа 2010-х годов: на пути к медиальной автономности // Новое литературное обозрение. 2023. Т. 180. № 2. С. 204-218.
  • Хаустов Д. В продолжение темы берроузианского искусства // Tele-gram-канал XAOSMOS. URL: https://t.me/dima_cabre/1537 (дата обращения: 11.09.2023).
  • Черняков А.Н. Лекция «Сколько поэзии в русском рэпе?». URL: https:// www.youtube.com/watch?v=vdVG9d7EtVU (дата обращения: 11.09.2023).
Еще
Статья научная