Причины суицидального поведения у коренных народов Сибири: утрата ценностей патриархальной семьи

Автор: Семнова Н.Б.

Журнал: Суицидология @suicidology

Статья в выпуске: 2 (31) т.9, 2018 года.

Бесплатный доступ

Данной статьей мы продолжаем цикл научных публикаций, посвящённых изучению причин суицидального поведения у коренных народов Сибири - якутов, эвенов, эвенков, алтайцев, бурят и тувинцев. В представленном материале рассматривается роль патриархальной семьи как фактора, препятствующего суицидальному поведению. Показано, что структура большой патриархальной семьи и социальная иерархия семейных отношений удовлетворяли базовую потребность в аффилиации, необходимую представителям культур традиционного типа. С утратой ценностей патриархальной семьи произошло изменение её внутренней организации и социально-ролевых функций. Современная семья представляет собой новый социальный институт, более характерный для культур индивидуалистического типа, что не соответствует потребностям коренных народов. Снижение сплочённости семей и дефицит эмоциональных контактов проявляются деструктивными наклонностями и суицидальным поведением.

Еще

Самоубийство, коренные народы, сибирь, семья, воспитание, якутия, алтай, бурятия, тыва, якуты, эвены, эвенки, тувинцы, буряты

Короткий адрес: https://sciup.org/140225886

IDR: 140225886

Список литературы Причины суицидального поведения у коренных народов Сибири: утрата ценностей патриархальной семьи

  • Семёнова Н.Б. Причины суицидального поведения у коренных народов Сибири: смена традиционного образа жизни. Суицидология. 2017; Т.8. №4 (29): 31-43.
  • Семёнова Н.Б. Предпосылки суицидального поведения коренного населения Республики Тыва. Журнал неврологии и психиатрии имени С.С. Корсакова. 2010; 2: 87-9.
  • Семёнова Н.Б., Мартынова Т.Ф. Анализ завершенных суицидов среди детей и подростков Республики Саха (Якутия). Сибирский вестник психиатрии и наркологии. 2012; 3(72): 42-45.
  • Предотвращение самоубийств: глобальный императив. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2014. 102 с.
  • Wexler L., Hill R., Bertone-Johnson E., et al. Correlates of Alaska Native fatal and nonfatal suicidal behaviors 1990-2001. Suicide Life Threat. Behav. 2008; 38 (3): 311-20.
  • Bals M., Turi A.L., Vitters0 J., et al. Self-reported internalization symptoms and family factors in indigenous Sami and non-Sami adolescents in North Norway. J. Adolesc. 2011; 34 (4): 759-66.
  • Bals M., Turi A.L., Skre I., et al. The relationship between internalizing and externalizing symptoms and cultural resilience factors in Indigenous Sami youth from Arctic Norway. Int. J. Circumpolar Health. 2011; 70 (1): 37-45.
  • Kral M.J., Idlout L., Minore J.B., et al. Unikkaartuit: meanings of well-being, unhappiness, health, and community change among Inuit in Nunavut, Canada. Am. J. Community Psychol. 2011; 48 (3-4): 426-38.
  • Allen J., Hopper K., Wexler L., et al. Mapping resilience pathways of Indigenous youth in five circumpolar communities. Transcult. Psychiatry. 2014; 51 (5): 601-31.
  • Wexler L. Looking across three generations of Alaska Natives to explore how culture fosters indigenous resilience. Transcult. Psychiatry. 2014; 51 (1): 73-92.
  • Wexler L., Jernigan K., Mazzotti J., et al. Lived challenges and getting through them: Alaska Native youth narratives as a way to understand resilience. Health Promot. Pract. 2014; 15 (1): 10-7.
  • Kral M.J., Salusky I., Inuksuk P., et al. Tunngajuq: stress and resilience among Inuit youth in Nunavut, Canada. Transcult. Psychiatry. 2014; 51 (5): 673-92.
  • Fleming J., Ledogar R.J. Resilience and Indigenous Spirituality: A Literature Review. Pimatisiwin. 2008; 6 (2): 47-64.
  • Stuart J., Jose P.E. The protective influence of family connectedness, ethnic identity, and ethnic engagement for New Zealand Maori adolescents. Dev. Psychol. 2014; 50 (6): 1817-26.
  • Henson M., Sabo S., Trujillo A., et al. Identifying Protective Factors to Promote Health in American Indian and Alaska Native Adolescents: A Literature Review. J. Prim. Prev. 2017; 38 (1-2): 5-26.
  • Wexler L., Joule L., Garoutte J., et al. Being responcible, respectful. Trying to keep tradition alive" cultural resilience and grow-ingup in an Alaska Native community. Transcult. Psychiatry. 2014; 51 (5): 693-712.
  • DeCou C.R., Skewes M.C., Lôpez E.D., et al. The benefits of discussing suicide with Alaska native college students: qualitative analysis of in-depth interviews. Cultur. Divers Ethnic Minor. Psychol. 2013; 19 (1): 67-75.
  • Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. 2-е изд. М., 1993. 736 с.
  • Очиров В.О. Мужчина в традиционном бурятском обществе: Дис.. канд. истор. наук. Улан-Удэ, 2013. 172 с.
  • Беловолова С.П. Этнопедагогическая культура алтайцев: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Москва, 2001. 34 с.
  • Замураева П.Б. Гендерные отношения в традиционной культуре бурят (вторая половина XVIII -первая половина XIX вв.): Дис.. канд. культурол. наук. Улан-Удэ, 2015. 177 с.
  • Николаева Д.А. Женское пространство в традиционной культуре бурят: Дис.. докт. истор. наук. Москва, 2011. 550 с.
  • Цыденова Д.Ц. Представления о жизни и смерти агинских бурят: традиции и инновации (конец XIX -начало XXI в.): Автореф. дис.. канд. истор. наук. Новосибирск, 2007. 30 с.
  • Енчинов Э.В. Семейные ценности алтайцев: Автореф. дис.. канд. истор. наук. Москва, 2009. 27 с.
  • Учайкина А.М. Обычное право южных алтайцев (конец XIX-начало XXI в.): Автореф. дис.. канд. истор. наук. Горно-Алтайск, 2016. 25 с.
  • Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят: Автореф. дис.. докт. пед. наук. Чита, 1999. 60 с.
  • Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX -начало ХХ века). Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2002. 224 с.
  • Василевич Г.М. Эвенки: историко-этнографические очерки (XVIII -начало XX в.)/Г.М. Василевич; АН СССР. Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Ленинград: Наука, 1969. 304 с.
  • Сирина А.А. Проблемы типологии и преемственности этнических культур эвенков и эвенов: конец XIX -начало XXI веков: Автореф. дис.. докт. истор. наук. Москва, 2011. 46 с.
  • Алексеева С.А. Семья и брак у эвенов: конец XIX -начало XX вв.: Автореф. дис.. канд. истор. наук. Санкт-Петербург., 2004. 22 с.
  • Басаева К.Д. Семья и брак у бурят, вторая половина XIX -начало ХХ вв.: Дис.. докт. истор. наук. Улан-Удэ, 2002. 304 с.
  • Потапов Л.П. Очерки по истории алтайцев. М.-Л.: изд-во наук СССР. 445 с.
  • Биче-оол С.М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве: Дис.. канд. истор. наук. Ленинград, 1974. 229 с.
  • Дамбаева А.Н. Традиционная система воспитания бурят. Вестник Бурятского государственного университета. 2012; 15: 120-4.
  • Екеева Э.В. Традиции семейного воспитания у алтайцев. Вестник СВФУ. 2011; 8 (3): 103-6.
  • Циркумполярная коалиция коренных народов Севера «Открытая Арктика»: http://openarctic.info/
  • Никитина Р.С. Воспитание детей эвенов на основе духовнонравственных традиций народа: Дис.. канд. пед. наук. Москва, 2000. 47 с.
  • Прокопьева М.М. Система социально-педагогической самоорганизации семьи (на материале Республики Саха (Якутия): Автореф. Дис.. докт. пед. наук. Москва, 2007. 51 с.
Еще
Статья научная