Причины актуализации древнерусской живописной традиции в отечественной культуре начала ХХ века

Автор: Синявина Н.В., Гаврилина Л.М.

Журнал: Культура и образование @cult-obraz-mguki

Рубрика: Культурные процессы и явления

Статья в выпуске: 2 (49), 2023 года.

Бесплатный доступ

Авторы отмечают, что затруднение при анализе заявленной проблематики связано с неоднозначностью трактовки разных сторон творческого процесса мастерами модерна и авангарда (отношение к материалу и форме, художнику как творцу и зрителю как субъекту), с многообразием концепций развития искусства в начале ХХ века. Среди причин обращения русскими живописцами начала ХХ в. к древнерусской художественной традиции указаны новое видение, сформировавшееся в отечественной культуре к концу ХIХ в., окончательное соединение политики и искусства, в результате которого сфера политики стала неотъемлемым элементом художественных практик. Деятели культуры начали предлагать различные варианты общественного переустройства, главной целью которого должно было стать построение царства Правды. Еще одной из причин актуализации древнерусской иконописной традиции указан кризис той модели репрезентации обособленного и автономного субъекта, которая сформировалась в искусстве предшествующего периода. Художникам начала ХХ в. необходимо было решить проблему взаимодействия человека и окружающего его мира, установить дистанцию между ними. В заключении делается вывод, что в начале ХХ века именно искусство выступило основой для глобализации, в результате этого процесса было сформировано единое социокультурное пространство. Реакцией на глобализацию и стала глокализация: необходимость найти модерном и авангардом национальную художественную идентичность и пути для самоопределения. Худо-жественным ориентиром здесь и выступали традиции древнерусского искусства.

Еще

Древнерусская живопись, художественная традиция, авангард

Короткий адрес: https://sciup.org/144162809

IDR: 144162809   |   DOI: 10.24412/2310-1679-2023-249-16-26

Список литературы Причины актуализации древнерусской живописной традиции в отечественной культуре начала ХХ века

  • Авраамов А. В дебрях эстетики (Интуиция или эрудиция?) // Семиотика и авангард: Антология. Москва: Академический Проект; Культура. 2006. С.455-464.
  • Алперс С. Искусство описания. Голландская живопись в XVII веке. Москва: V-A-C press, 2022. 438 с.
  • Бердяев Н. А. Алексей Степанович Хомяков [электронный ресурс] // URL: http://vehi.net
  • БохенскийЮ. М. Современная европейская философия / Пер. М. Н. Грецкого. Москва: Издательство иностранной литературы, 1959. 288 с.
  • Булгаков С. Н. Автобиографические заметки [электронный ресурс] // URS: http://royallib.com.book/bulgakov
  • ВолковН. Н. Цвет в иконописи. Москва: Искусство, 1965. 246 с.
  • Есаулов И. А. Проблема визуальной доминанты русской словесности // Проблемы исторической поэтики, 1998. С. 42-55.
  • Замятин Е. О синтетизме // Замятин Е. Избранные произведения. Москва: Советская Россия, 1990. 538 с.
  • Левитт М. Визуальная доминанта в России XVIII века. Москва: Новое литературное обозрение, 2015. 528 с.
  • Марк Ф. Сто афоризмов. Второй лик / Пер. и предисл. З. С. Пышновской // Искусствознание, 2008, № 4. С. 287-313.
  • Матюшин М. Опыт художника новой меры // К истории русского авангарда / Сост. Н.Харджиев. Stockhoim: Hyiaea prints: AlmqviS & Wiksell intern, 1976. 189 с.
  • Рыков А. Политика авангарда. Москва: Новое литературное обозрение, 2019. 208 с.
  • ТарабукинН. М. Смысл иконы. Москва: Издательство Православного Братства Святителя Филарета Московского, 1999. 223 с.
  • Тынянов Ю. О Хлебникове // Тынянов Ю. История литературы. Критика. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2001. 503 с.
  • Ходель Р. Экфрасис и «демодализация» высказывания // Экфрасис в русской литературе / Под ред. Л. Геллера. Москва, 2002. С. 23-30.
  • Федоров-Давыдов А. А.Русское искусство промышленного капитализма. Москва: Гос. акад. художественных наук, 1929. 246 с.
  • Ямпольский М. О близком (Очерки немиметического зрения). Москва: Новое литературное обозрение. 2001. 240 с.
  • Buci-Glucksmann C. The madness of vision on baroque ae^hetics. Athens, Ohio: Ohio University Press. 2013. 172 p.
Еще
Статья научная