"Портрет" Н.В. Гоголя как этический код творчества для К. Кинчева

Автор: Иванов Дмитрий Игоревич, Варава Владимир Владимирович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (58), 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается повесть Н.В. Гоголя «Портрет», которая трактуется как «этический код» творчества для К. Кинчева. Последовательно анализируются лингвосемантический и этический пласты данного произведения, в результате чего выявляются фундаментальные принципы любого творческого акта. В статье реконструируется семантика названия повести Н.В. Гоголя «Портрет», способствующая раскрытию этического портрета самого автора, в котором воплотились его религиозно-философские искания. Делается акцент на том, что для понимания истиной природы творчества важны оба варианта издания повести (1835 и 1842 гг.), которые, представляя собой полноценные произведения, отражают этическую динамику взглядов автора на сущность искусства. Если в «Портрете» 1835 г. в образе Черткова Н.В. Гоголь стремится воплотить сущность художника, моральное сознание которого не способно в полной мере противостоять преследующим его силам зла, то во второй редакции повести автор изменяет имя главного героя. В результате художник Чертков превращается в Чарткова, что является важным свидетельством трансформации «когнитивно-прагматический программы» писателя, за которой стоит изменение собственно этической позиции автора. Сравнивая гоголевские варианты «Портрета» и этапы творческого пути К. Кинчева (песни 1985-1994 гг. и 1995 - до настоящего времени) делается вывод об универсальных закономерностях, присущих творчеству, в основании которого лежат этические коллизии (свет / тьма, Бог / Дьявол, самообожествление / служение Истине), вне разрешения которых невозможно подлинное искусство.

Еще

Н.в. гоголь, повесть «портрет», к. кинчев, творчество, этика, истина, служение, вера, безверие

Короткий адрес: https://sciup.org/149139239

IDR: 149139239   |   DOI: 10.54770/20729316_2021_3_311

Список литературы "Портрет" Н.В. Гоголя как этический код творчества для К. Кинчева

  • Барановская Н. Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации. СПб.: Новый Геликон, 1993. 239 с.
  • Башлачев А. Черные дыры // Наумов Л. Александр Башлачев. Человек поющий. СПб.: Амфора, 2010. С. 68-70.
  • Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу. М.: Современник, 1988. 651 с.
  • Волоконская Т.А. Мотив странных превращений в «Портрете» Н.В. Гоголя: на материале двух редакций повести // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 3 (31). С. 118-125.
  • Галяткина Е.Н. Текстологический анализ двух редакций повести Н.В. Гоголя «Портрет» // Вестник Ульяновского государственного технического университета. 2017. № 3 (79). С. 10-22.
  • Зеньковский В.В. История русской философии. М.: Академический проект, 2001. 880 с.
  • Иванов Д.И. Синтетическая языковая личность в русской рок-культуре: генезис, типология, структура, межкультурные связи. Иваново: ПресСто, 2016. 384 с.
  • Иванов Д.И. Теория синтетической языковой личности: в 2 т. / Гуандунский ун-т междунар. исследований (Китай), Guangdong University of Foreign Studies (People's Republic of China). Т. 1. Логоцентрическая модель синтетической языковой личности: структура и общие вопросы (на материале русской рок-культуры). Иваново: ПресСто, 2017. 360 с.
  • Кинчев К. Душа. 2003. URL: https://www.gl5.ru/alisa-dusha.html (дата обращения: 18.09.2020).
  • (а) Кинчев К. Бойся, проси и верь. 2005. URL: https://www.gl5.ru/alisa-bojsya-prosi-i-ver.html (дата обращения: 18.09.2020).
  • (b) Кинчев К. Моя война. 2005. URL: https://www.gl5.ru/alisa-moya-vojna. html (дата обращения: 18.09.2020).
  • Мордовченко Н.И. Гоголь в работе над «Портретом» // Ученые записки Ленинградского государственного университета. Серия филологических наук. 1939. Вып. 4. С. 97-124.
  • Святополк-Мирский Д.П. История русской литературы с древнейших времен. М.: Эксмо, 2008. 873 с.
  • Терц А. В тени Гоголя. М.: Колибри, 2009. 514 с.
  • Шевченко Н.М. Особенности языкового портрета // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2014. № 2. С. 33-39.
  • Юдина Н.В., Кузнецова Е.А. Языковой портрет современного финансиста. М.: Финансовый университет, 2016. 280 с.
Еще
Статья научная